Новый проспект
Статьи

Акты возмездия

Прочитано: 136

Фото: ultramar.ru/ultramar-terminal

Крупнейший новый оператор порта Усть-Луга «Ультрамар» занял почетное первое место среди портовиков, проигравших в 2022 году суды с подрядчиками. ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» удалось взыскать с него 282 млн рублей за работы по строительству терминала и сопутствующей инфраструктуры. Несмотря на вольное отношение сторон к договорной части, суд принял во внимание все акты выполненных работ, подписанные заказчиком.

Что может быть приятнее подрядчика, которого нанимаешь на что-то маленькое, а потом просишь: мол, сделай заодно то, то и еще вон то? Владелец петербургского ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» (НГЭС) Алексей Черноок не захотел быть таким и взыскал с «Ультрамара» невероятные для подрядчика 282 млн рублей. Решение об этом Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал в начале января.

Алексей Черноок. Фото: Лев Годованник

справка нового проспекта

ООО «Ультрамар» зарегистрировано в Ленинградской области в 2009 году. По данным СПАРК, компания принадлежит ее генеральному директору Андрею Бонч-Бруевичу (55,06%), столичному АО «Аркэпитал инвестмент» (19,66%), Максиму Воробьеву (19,51%), Дмитрию Голубкову (5,76%) и ООО «Сбербанк Инвестиции» (0,01%). Выручка компании за 2021 год составила 5 млрд рублей, грузооборот за 11 месяцев 2022 года — 12,1 млн т. На «Ультрамар» приходится 5,4% грузооборота всех российских портов Балтийского моря.

НГЭС подрядился участвовать в строительстве терминала в Усть-Луге в июле 2020 года, заключив с «Ультрамаром» договор на строительно-монтажные работы стоимостью в скромные по портовым меркам 22,3 млн рублей. Проблем не возникло, и на подрядчика посыпались новые договоры и дополнительные соглашения, которые сначала, надо полагать, казались Алексею Чернооку золотым дождем. К первому договору прибавились 20 дополнительных соглашений и еще два договора. НГЭС построил на территории будущего терминала временные дороги, площадки для хранения грузов, складские помещения.

Как установили на судебном процессе эксперты, подрядчик по всем трем договорам наработал на 323,1 млн рублей, по допсоглашениям к ним — на 152,3 млн, и ещё в 40,2 млн оценены работы, которые были выполнены без договоров и допсоглашений, но с исполнительной документацией. Всего больше, чем на полмиллиарда. Естественно, речь идет о работах, которые принял «Ультрамар».

«Фактически выполненные подрядчиком дополнительные работы <…> являются необходимыми для надлежащего выполнения работ по данному договору и <…> для последующей сдачи объекта в эксплуатацию <…> Эксперты указали, что недостатки в выполненных работах отсутствуют», — написано по этому поводу в мотивировочной части судебного решения.

Представители «Ультрамара» выдвинули в суде неожиданный аргумент: они заявили, что акты приемки выполненных работ сфальсифицированы, и ходатайствовали о почерковедческой экспертизе содержащихся там подписей. Судье Татьяне Косенко такое не понравилось. Что-то заказчик поздно вспомнил про фальсификацию, написала судья юридически-корректными фразами в вынесенном решении.

«Фактически выполненные ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» работы <…> не предусмотренные спорными договорами подряда и дополнительными соглашениями <…> подлежат взысканию, поскольку являются объективно необходимыми для надлежащего исполнения обязательств по договорам подряда, фактически согласованы заказчиком <…> посредством подписания актов о необходимости выполнения работ и подтвержденные исполнительной̆ документацией̆, в том числе актами освидетельствования скрытых работ», — сделал вывод петербургский арбитраж.

281,9 млн рублей, взысканные судом с «Ультрамара», можно считать рекордом в спорах между подрядчиками и операторами российских портов Балтики. Похожая ситуация назревает на строительстве газохимического комплекса в той же Усть-Луге, но там подрядчики «Русхимальянса» ведут себя по-другому: жалуются журналистам, грозят перекрыть дороги к стройке, но почему-то в суд пока не идут.

Владелец и генеральный директор НГЭС Алексей Черноок связывает происшедшее с сложными отношениями с Александром Тетериным, генеральным директором застройщика терминала ООО «Минерал инжиниринг» (на 99% принадлежит Андрею Бонч-Бруевичу). Несмотря на победу в первой инстанции, шансы реально взыскать выигранные деньги Алексей Черноок оценивает осторожно. «Я буду добиваться полноценной победы в этом споре всеми законными методами, то есть реального взыскания выигранной суммы. Но прогнозировать, получится ли, сложно. Приложу все усилия», — сказал бизнесмен автору текста.

Телефон Александра Тетерина во время подготовки публикации был недоступен, в «Ультрамаре» на редакционный запрос не ответили.

Президент коллегии адвокатов Legal Life Денис Брудов считает решение суда вполне логичным. «Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда стороны заключили один-два договора, нормально поработали и стали халатно относиться к оформлению дальнейших отношений, решив, что, если первый-второй раз всё прошло хорошо, дальше будет так же. Потом что-то идет не так, и начинаются свистопляски, как в случае с «Ультрамаром» и «НефтеГазЭнергоСтроем». Но нельзя забывать, что несоблюдение простой письменной формы договора не влечет его недействительности. Если заказчик подписал акты выполненных работ с указанием их стоимости, это может подтверждать наличие между сторонами договора и, соответственно, необходимости оплатить работы. Подписав акты, заказчик фактически подтвердил, что договор был», — говорит юрист.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов разделяет мнение коллеги. «Не понимаю, на что рассчитывал «Ультрамар», доводя ситуацию до судебного спора. В подобных процессах суды всегда взыскивают с заказчиков деньги за выполненные работы, бывают лишь разные юридические формы такого взыскания. Суд может решить, что речь идет о фактически заключенном и исполненном договоре, а может взыскать с заказчика стоимость выполненных работ как неосновательное обогащение. В любом случае, если заказчик принял работы, он должен заплатить за них», — полагает эксперт.

справка нового проспекта

ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» зарегистрировано в Петербурге в декабре 2010 года. Единственный владелец и генеральный директор компании, по данным СПАРК-Интерфакс, — бизнесмен из Псковской области Алексей Черноок. Выручка компании от продаж в 2020 году составила 264 млн рублей, в 2021 — 99 млн. В портфолио — многолетнее сотрудничество с мировым лидером по производству упаковочных материалов Mondi, крупнейшим дорожным предприятием Республики Коми АО «Коми Дорожная Компания». Алексей Черноок является совладельцем еще трех петербургских ООО: «Технолес» (специализируется на автоперевозках), «Византия Санкт-Петербург» (торгует ювелирными изделиями) и «НЭО» (занимается сбором и обработкой сточных вод).

суд порт
Другие статьи автора Читайте также по теме
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГрузАвтоТранс» Владимир Матягин рассказал «Новому проспекту» о новых правилах контроля перевозок в Ленобласти и причинах возникновения «замкнутого круга проблем» с российскими дорогами.
Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики компании Nextons, объясняет, почему работодателям теперь приходится доказывать в суде, что сотрудник уволился сам, а не оказался за бортом по воле нанимателя.
Одним из главных трендов процесса импортозамещения в минувшем году стала покупка российскими предпринимателями активов уходящих из страны зарубежных компаний. Однако этот ресурс небесконечен, и рано или поздно российским промышленникам придется создавать свои собственные проекты. Многие инвесторы уже на старте.

В Петербурге выставляют на торги офисный бизнес рядом с "Невской ратушей"
02.02.2023
В России прекратился прием заявок на загранпаспорта нового образца
02.02.2023
Индекс промпроизводства в Петербурге вырос по итогам 2022 года
02.02.2023
Сергей Лавров: "Следующей Украиной" станет Молдавия
02.02.2023
Большинство российских компаний заменили западное оборудование китайским
02.02.2023
Роструд назвал самые доходные профессии в России
02.02.2023
Сын министра финансов возглавил департамент в "Аэрофлоте"
02.02.2023
Опрос: 43% российских мужчин готовы уйти в декрет вместо супруги
01.02.2023
"Вымпелком" продадут российскому менеджменту
01.02.2023
Петербуржцы через "Госуслуги" могут вернуть деньги за путевки в детские лагеря
01.02.2023
Доля свободных площадей в районных торговых центрах Петербурга снизилась до 8,9%
01.02.2023
Опрос: работать в условиях военных действий готовы 54% российских врачей
01.02.2023
HeadHunter: зарплаты российских айтишников стали снижаться
01.02.2023
Пригожин предложил запретить чиновникам и депутатам отдых за границей и показную роскошь
01.02.2023
Путин дал поручения по восстановлению Белгородской области после обстрелов
01.02.2023
За год население России уменьшилось на 0,55 млн человек. Но в Петербурге народу стало больше
01.02.2023
17 лошадей, которые остались без работы после новогоднего инцидента на Дворцовой площади, могут отправить на бойню
01.02.2023
С начала года капиталы богатейших бизнесменов России совокупно выросли на $16,1 млрд
01.02.2023
На Донбассе погиб глава Федерации карате-киокушин России Сергей Увицкий
01.02.2023
Четыре из пяти сделок по покупке жилья в Петербурге в 2022 году заключали с ипотекой
01.02.2023
Марина Шишкина отказалась поддержать союз "Справедливой России" и Пригожина. Она покидает пост главы партии в Петербурге
01.02.2023
Десять российских гостиниц сети Wenaas выкупит АФК "Система". В их числе отель на Невском проспекте в Петербурге
01.02.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки