Новый проспект
Статьи

Акты возмездия

Прочитано: 1463

Фото: ultramar.ru/ultramar-terminal

Крупнейший новый оператор порта Усть-Луга «Ультрамар» занял почетное первое место среди портовиков, проигравших в 2022 году суды с подрядчиками. ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» удалось взыскать с него 282 млн рублей за работы по строительству терминала и сопутствующей инфраструктуры. Несмотря на вольное отношение сторон к договорной части, суд принял во внимание все акты выполненных работ, подписанные заказчиком.

Что может быть приятнее подрядчика, которого нанимаешь на что-то маленькое, а потом просишь: мол, сделай заодно то, то и еще вон то? Владелец петербургского ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» (НГЭС) Алексей Черноок не захотел быть таким и взыскал с «Ультрамара» невероятные для подрядчика 282 млн рублей. Решение об этом Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал в начале января.

Алексей Черноок. Фото: Лев Годованник

справка нового проспекта

ООО «Ультрамар» зарегистрировано в Ленинградской области в 2009 году. По данным СПАРК, компания принадлежит ее генеральному директору Андрею Бонч-Бруевичу (55,06%), столичному АО «Аркэпитал инвестмент» (19,66%), Максиму Воробьеву (19,51%), Дмитрию Голубкову (5,76%) и ООО «Сбербанк Инвестиции» (0,01%). Выручка компании за 2021 год составила 5 млрд рублей, грузооборот за 11 месяцев 2022 года — 12,1 млн т. На «Ультрамар» приходится 5,4% грузооборота всех российских портов Балтийского моря.

НГЭС подрядился участвовать в строительстве терминала в Усть-Луге в июле 2020 года, заключив с «Ультрамаром» договор на строительно-монтажные работы стоимостью в скромные по портовым меркам 22,3 млн рублей. Проблем не возникло, и на подрядчика посыпались новые договоры и дополнительные соглашения, которые сначала, надо полагать, казались Алексею Чернооку золотым дождем. К первому договору прибавились 20 дополнительных соглашений и еще два договора. НГЭС построил на территории будущего терминала временные дороги, площадки для хранения грузов, складские помещения.

Как установили на судебном процессе эксперты, подрядчик по всем трем договорам наработал на 323,1 млн рублей, по допсоглашениям к ним — на 152,3 млн, и ещё в 40,2 млн оценены работы, которые были выполнены без договоров и допсоглашений, но с исполнительной документацией. Всего больше, чем на полмиллиарда. Естественно, речь идет о работах, которые принял «Ультрамар».

«Фактически выполненные подрядчиком дополнительные работы <…> являются необходимыми для надлежащего выполнения работ по данному договору и <…> для последующей сдачи объекта в эксплуатацию <…> Эксперты указали, что недостатки в выполненных работах отсутствуют», — написано по этому поводу в мотивировочной части судебного решения.

Представители «Ультрамара» выдвинули в суде неожиданный аргумент: они заявили, что акты приемки выполненных работ сфальсифицированы, и ходатайствовали о почерковедческой экспертизе содержащихся там подписей. Судье Татьяне Косенко такое не понравилось. Что-то заказчик поздно вспомнил про фальсификацию, написала судья юридически-корректными фразами в вынесенном решении.

«Фактически выполненные ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» работы <…> не предусмотренные спорными договорами подряда и дополнительными соглашениями <…> подлежат взысканию, поскольку являются объективно необходимыми для надлежащего исполнения обязательств по договорам подряда, фактически согласованы заказчиком <…> посредством подписания актов о необходимости выполнения работ и подтвержденные исполнительной̆ документацией̆, в том числе актами освидетельствования скрытых работ», — сделал вывод петербургский арбитраж.

281,9 млн рублей, взысканные судом с «Ультрамара», можно считать рекордом в спорах между подрядчиками и операторами российских портов Балтики. Похожая ситуация назревает на строительстве газохимического комплекса в той же Усть-Луге, но там подрядчики «Русхимальянса» ведут себя по-другому: жалуются журналистам, грозят перекрыть дороги к стройке, но почему-то в суд пока не идут.

Владелец и генеральный директор НГЭС Алексей Черноок связывает происшедшее с сложными отношениями с Александром Тетериным, генеральным директором застройщика терминала ООО «Минерал инжиниринг» (на 99% принадлежит Андрею Бонч-Бруевичу). Несмотря на победу в первой инстанции, шансы реально взыскать выигранные деньги Алексей Черноок оценивает осторожно. «Я буду добиваться полноценной победы в этом споре всеми законными методами, то есть реального взыскания выигранной суммы. Но прогнозировать, получится ли, сложно. Приложу все усилия», — сказал бизнесмен автору текста.

Телефон Александра Тетерина во время подготовки публикации был недоступен, в «Ультрамаре» на редакционный запрос не ответили.

Президент коллегии адвокатов Legal Life Денис Брудов считает решение суда вполне логичным. «Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда стороны заключили один-два договора, нормально поработали и стали халатно относиться к оформлению дальнейших отношений, решив, что, если первый-второй раз всё прошло хорошо, дальше будет так же. Потом что-то идет не так, и начинаются свистопляски, как в случае с «Ультрамаром» и «НефтеГазЭнергоСтроем». Но нельзя забывать, что несоблюдение простой письменной формы договора не влечет его недействительности. Если заказчик подписал акты выполненных работ с указанием их стоимости, это может подтверждать наличие между сторонами договора и, соответственно, необходимости оплатить работы. Подписав акты, заказчик фактически подтвердил, что договор был», — говорит юрист.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов разделяет мнение коллеги. «Не понимаю, на что рассчитывал «Ультрамар», доводя ситуацию до судебного спора. В подобных процессах суды всегда взыскивают с заказчиков деньги за выполненные работы, бывают лишь разные юридические формы такого взыскания. Суд может решить, что речь идет о фактически заключенном и исполненном договоре, а может взыскать с заказчика стоимость выполненных работ как неосновательное обогащение. В любом случае, если заказчик принял работы, он должен заплатить за них», — полагает эксперт.

справка нового проспекта

ООО «НефтеГазЭнергоСтрой» зарегистрировано в Петербурге в декабре 2010 года. Единственный владелец и генеральный директор компании, по данным СПАРК-Интерфакс, — бизнесмен из Псковской области Алексей Черноок. Выручка компании от продаж в 2020 году составила 264 млн рублей, в 2021 — 99 млн. В портфолио — многолетнее сотрудничество с мировым лидером по производству упаковочных материалов Mondi, крупнейшим дорожным предприятием Республики Коми АО «Коми Дорожная Компания». Алексей Черноок является совладельцем еще трех петербургских ООО: «Технолес» (специализируется на автоперевозках), «Византия Санкт-Петербург» (торгует ювелирными изделиями) и «НЭО» (занимается сбором и обработкой сточных вод).

суд порт
Другие статьи автора Читайте также по теме
В России составили рейтинг стран, приоритетных для экспорта отечественных цифровых решений. Из 192 стран, входящих в ООН, подходящими для IT-сотрудничества оказались лишь пять.
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.
Строительная компания «Альфа Фаберже» попала под процедуру наблюдения по иску Plaza Lotus Group, которая перестала получать выплаты за проданный в Петербурге гостиничный проект. Но стороны стремятся решить конфликт миром.

Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки