Акционеры группы «Дакар» поссорились из-за 50 млн рублей
В ГК «Дакар» (5 место в рейтинге крупнейших автодилеров Петербурга) разгорается корпоративный конфликт. Один из акционеров группы Александр Есауленко требует с неё 50 млн рублей. Судится с бывшими партнерами и основатель предприятия Владимир Пахомов.
О судебных разбирательствах между акционерами ГК «Дакар» «Новому проспекту» рассказали участники рынка. Действительно, из материалов Арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти следует, что по договору займа от 2014 года Александр Есауленко прокредитовал ООО «Автограф» на 49,9 млн рублей и теперь требует вернуть эти средства, а также 1,5 млн рублей за их использование.
ООО «Автограф» входит в группу «Дакар», предприятие продавало автомобили Hyundai на ул. Кржижановского. Александру Есауленко в этом юрлице принадлежит 25%. Еще 50% — у Евгения Свистельникова, 25% — у Дмитрия Хмарука. Последние двое подали ответное заявление, что договор займа является притворной сделкой и прикрывает собой соглашение об инвестировании деятельности, а значит не предусматривает возврата денежных средств.
Они также представили протокол собрания компании, который это подтверждает. Однако Александр Есауленко заявил, что документ сфальсифицирован, и предложил затребовать в банке «Открытие», который кредитовал их дилерское предприятие, оригинал документа.
Версии раздела
Группа «Дакар» присутствует на рынке уже 24 года. «Изначально учредителями были Владимир Пахомов и его брат Игорь. Затем к ним присоединились несколько партнеров, первый — Александр Есауленко, который, как говорят, имел отношение к банковской сфере и помог с кредитованием дилерских предприятий, за что и получил долю. Затем среди партнеров появились Евгений Свистельников и Валентин Анкудинов, которые выкупили долю Пахомовых», — говорит один из игроков рынка. Судя по данным СПАРК, выход основателей из бизнеса происходил до 2016 года.
Впрочем, собседник на авторынке говорит, что с Владимиром Пахомовым так и не расплатились. Это подтверждается материалами суда Московского района Петербурга, согласно которым он пытается отсудить деньги у Евгения Свистельникова.
«Александр Есауленко — акционер из старой гвардии, его просто пытаются вытеснить из компании. А он хочет вернуть вложенные деньги», — предполагает другой собеседник. По его версии, именно это стало причиной раздела «Дакара» в конце 2016 — начале 2017 годов на две компании — «Дакар» и «Форсаж». В результате за ГК «Дакар» остались автоцентры на Камчатской улице и Богатырском проспекте (KIA), на улице Кржижановского (Hyundai, УАЗ и «Шевроле-Нива»), на Пулковском и Таллинском шоссе (Hyundai).
На группу «Форсаж» оформлены дилерские предприятия Lada, Peugeot и Suzuki (на Бухарестской улице), а также Hyundai, УАЗ и VW (на Выборгском шоссе), Chevrolet Niva и КIA на Софийской.
Косвенно крепкие связи компаний подтверждает то, что комплекс зданий банкротящейся группы «Ральф» на Пулковском шоссе выкупил «Форсаж», а дилером Hyundai там стал «Дакар». «Я думаю, создание «Форсажа» — это попытка перекидывания активов», — предполагает один из участников рынка.
По мнению другого представителя этой сферы, «Форсаж» был создан, чтобы развивать автобизнес, что не позволяла делать кредитная нагрузка «Дакара». Евгений Свистельников и Александр Есауленко категорически отказались от комментариев, так что эти версии у них подтвердить или опровергнуть не удалось.
Подкосит бизнес
«Суды буквально толкуют условия договоров. Соответсвенно, если не будет представлено документов, из которых с большой вероятностью установить намерение сторон на возникновение иных отношений, чем по договору займа, то доводы компании о притворности договора займа будут отклонены судом», — говорит Наталья Колерова, руководитель проектов, адвокат «S&K Вертикаль».
В первой половине 2018 года среди ведущих автохолдингов «Дакар» занимал 5 место с результатом 3,6 тыс. новых машин. Продажи группы выросли на 13,3%, но ее доля на рынке города снизилась на 0,3 п.п. до 4,8%. «Форсаж» занял 13 место с результатом 2,1 тыс. машин и долей 2,8%. Корпоративный конфликт и судебные споры могут серьёзно подкосить позиции дилерской группы.
«Внутрикорпоративные конфликты, безусловно, оказывают негативное влияние на эффективность бизнеса по нескольким причинам. Это и смещение фокуса внимания акционеров на разрешение конфликта, увеличение напряжённости в компании и, как следствие, возрастание риска принятия неправильных решений. Если же конфликт лежит в финансовой плоскости, то ситуацию усугубляют ещё и возможные отвлечения существенных сумм из оборотного капитала компании, что также не добавляет ей эффективности, особенно в текущее непростое время. Существенные или длительные конфликты могут не только ухудшить дела компании, но и разрушить её», — подытоживает Евгений Пекарский, директор дилерского центра «Мерседес-Бенц» ГК «Вагнер».