45 новых станций к 2025 году. Какое метро обещали губернаторы петербуржцам
Новый проспект
Статьи

45 новых станций к 2025 году. Какое метро обещали губернаторы петербуржцам

Прочитано: 3423

Фото: Андрей Пронин / Коммерсантъ

Компания «Метрострой Северной столицы» вот-вот получит от федерального правительства статус единственного поставщика и начнёт вершить новейшую историю петербургской подземки. «Новый проспект» рассказывает о том, какой метрополитен обещали горожанам власти на протяжении последних 10 лет и что из этого получилось.

В июне 2011 года петербургское правительство обрадовало горожан новой перспективной схемой развития метрополитена. Согласно этому документу, к 2020 году должно было открыться 19 новых станций метро, а к 2025 году число новых станций должно было достигнуть 45. В ней же утверждалось, что к 2015 году откроется Фрунзенский радиус («Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» открыты в 2019 году). Тот же дедлайн был намечен и для продолжения оранжевой линии в виде до сих пор не функционирующих станций «Театральная» и «Горный институт».

Более того, к 2020 году оранжевая ветка должна была уйти ещё дальше на Васильевский остров и продолжиться станциями «Шкиперская» и «Морской фасад». В том же 2020 предполагалось открыть станцию метро «Кудрово», зеленую линию увеличить за счет «Новокрестовской» (простите, станции «Зенит»), «Беговой», «Яхтенной» и соединить с фиолетовой линией на новой станции «Шуваловский проспект». Вместе с этим должен был появиться и отрезок новой коричневной линии на пять станций — от «Обводного канала» до «Казаковской» (ныне именуемой «Юго-Западная»).

Трудно быть реалистами

В 2013 году, уже после открытия двух станций из плана 2011 года, в Смольном поняли, что схема развития получилась нереалистичная и приняли новую, где для большинства станций попросту сдвинули сроки открытия. По ней получалось, что в 2018 году открывается восемь станций метро и еще 10 в 2020 году.

В 2014 году экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко с трибуны Законодательного собрания отрезвил публику: к 2020 году будет построено лишь 13 станций. Среди обещанного остались: Фрунзенский радиус, две станции по оранжевой ветке, две на зеленой и шесть остановок подземки по коричневой (с учетом пересадочных вестибюлей). Бывший градоначальник подчеркнул: темпы строительства подземки будут расти!

После этого Георгий Полтавченко еще разок промахнулся с обещанием насчет метро, когда в 2017 году оптимистично заявил, что в 2018 намерен открыть пять станций. По факту вышло только две — «Новокрестовская» и «Беговая». Недовольство губернатора низкими темпами строительства метро трансформировалось в увеличение финансирования этой статьи бюджета до «обязательных» 30 млрд рублей в год.

3 октября 2018 года Георгий Полтавченко перестал быть губернатором, а временно исполнять его обязанности начал Александр Беглов. Он не стал разбрасываться обещаниями об открытии станций. Сказал, что нужно провести ревизию планов и сделать так, чтобы контрольный пакет в ОАО «Метрострой» принадлежал городу. К декабрю 2018 года власти обнародовали схему развития метро, которая выглядела максимально прагматично. По ней в 2020 году должно было открыться лишь пять станций: три на Фрунзенском радиусе и «Театральная» с «Горным институтом».

Но в мае 2019 года и Беглов ступил на скользкий путь обещаний, рассказав, что к 2032 году в Петербурге появится 29 новых станций метро. В августе 2019 года, за месяц до выборов губернатора Петербурга, градоначальник поделился планами на менее отдаленную перспективу и заявил, что в сентябре наконец-то откроется Фрунзенский радиус, а после него до 2025 года будет построено еще семь станций метро.

В сентябре тогда еще врио губернатора честно попытался открыть метро, но после личного осмотра станций заявил, что еще месяц они будут работать без пассажиров. В октябре, уже в статусе губернатора, Александр Беглов торжественно открыл Фрунзенский радиус и для пассажиров.

Раз «Метрострой», два «Метрострой»

В крахе всех обещаний власти легче всего обвинить исключительно «Метрострой», который, однако, не дёргал градоначальников за язык. Тем не менее в конце 2019 года директор и крупнейший акционер «Метростроя» Николай Александров уехал в СИЗО, а Смольный фактически получил контроль над компанией. При этом чиновники еще и психологически сломили оппонентов.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, заслуженный строитель Вадим Александров, возглавлявший «Метрострой» почти 25 лет и владеющий нужными акциями, в беседе с журналистом «Коммерсанта» заявил: «Скажут продать — продам». Казалось, что это наиболее подходящий момент для реализации высказанного Бегловым плана по увеличению городского пакета акций с 46% до 51%. Но власти развернулись в другую сторону, и к концу 2020 года решили, что надо создавать новую компанию вместе с ВТБ. О «Метрострое» губернатор почему-то высказался как о некоем наследии прошлого, которое представляет из себя «раскоряку».

В июле 2021 году Александр Беглов вспомнил в разговоре с президентом РФ о своем обещании из 2019 года про семь станций к 2024 году и попросил на его реализацию 202 млрд рублей. Спустя 3 месяца, в сентябре 2021 года, вновь общаясь с Владимиром Путиным, губернатор уменьшил количество обещанных станций до трех: он назвал «Казаковскую» в Красносельском районе, «Путиловскую» в Кировском районе и «Горный институт» на Васильевском острове. Еще четыре станций из летнего разговора с президентом градоначальник просто не упомянул.

На 2022 год Смольный уже заявил в проекте бюджета 30 млрд рублей для строительства метро, но неформально устами вице-губернатора Батанова добавил: может быть, эта сумма увеличится до 50 млрд рублей. Сомнения чиновников понятны, ведь новой перспективной схемы развития метрополитена пока нет. По информации «Нового проспекта», она должна родиться к концу 2021 года. Воспринимать её всерьез будет трудно, но есть причины хотя бы попробовать: увеличенные темпы финансирования, новый строитель.

На данный момент есть актуальная программа-минимум, разработанная петербургским проектным институтом «Ленметрогипротранс». Она может стать первым в истории планом метростроения в Петербурге, который власти доведут до полной реализации. В перечень до 2032 года входят «Театральная», «Горный институт» и «Кудрово» по оранжевой ветке, «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская», «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная» по коричневой линии, «Туристская» и «Планерная» на зеленой и «Шуваловский проспект» на фиолетовой.


метрострой губернаторы
Другие статьи автора Читайте также по теме
По данным источников издания Znak.com в Администрации президента, вице-спикера Совета Федерации, секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака согласовали на должность нового губернатора Петербурга.
02.02.2022
Сегодня суд признал банкротом компанию «Метрострой». В организации ввели конкурсное производство. Инфографика «Нового проспекта» рассказывает, кто и как довел до коллапса единственного метростроителя Петербурга и кто придёт ему на смену.
«Новый проспект» изучил три сценария, по которым власти собираются спасать петербургское метростроение. Пока Смольный склоняется к самому дорогому и сложному варианту.

Ребцентры для участников СВО открылись во всех районах Петербурга
01.04.2023
Трое петербуржцев вошли в топ-10 лучших кондитеров России по версии Where to Eat
01.04.2023
Новые памятники включат в расследование о ненадлежащем содержании мемориалов в Петербурге
01.04.2023
Три журналиста из Петербурга получили "Золотое перо России-2023"
01.04.2023
В Петербурге впервые прошел конкурс петербургской кухни "Приз Радецкого"
01.04.2023
В первый день записи детей в 1 класс в Петербурге подано 30 тыс. заявлений от родителей
01.04.2023
Доля китайских автомобилей на российском рынке в этом году может достичь 60%
01.04.2023
Рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2022 года вырос на 15,5 % до 990 млрд рублей
01.04.2023
Московскую квартиру бывшего министра Абызова продают почти за 0,4 млрд рублей
01.04.2023
Италия запретила гражданам пользоваться ChatGPT
01.04.2023
Дизайн нового игрового планшета ASUS создал автор костюма "Железного человека"
01.04.2023
Солнце в марте радовало петербуржцев лишь 76,5 часа
01.04.2023
Первую Lada с бывшего завода Nissan планируют выпустить к ПМЭФ
01.04.2023
Более 110 новых "умных" трамваев появится в Петербурге за три года
01.04.2023
Юрлицо Electronic Arts в России ликвидировано
01.04.2023
Мишустин выделил 86,5 млрд рублей на развитие электротранспорта в 10 регионах
01.04.2023
В России начался весенний призыв в армию
01.04.2023
Сбербанк повысил тарифы за QR-платежи
01.04.2023
Илон Маск собирается посетить Китай
01.04.2023
МХТ — в Петербург, Александринка — в Москву: начинается традиционный гастрольный обмен театров
01.04.2023
Россия на месяц стала председателем Совбеза ООН
01.04.2023
Иностранным агентом признан лидер рок-группы "Ногу свело!" Максим Покровский и еще два человека и три организации
31.03.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки