45 новых станций к 2025 году. Какое метро обещали губернаторы петербуржцам
Новый проспект
Статьи

45 новых станций к 2025 году. Какое метро обещали губернаторы петербуржцам

Прочитано: 1477

Фото: Андрей Пронин / Коммерсантъ

Компания «Метрострой Северной столицы» вот-вот получит от федерального правительства статус единственного поставщика и начнёт вершить новейшую историю петербургской подземки. «Новый проспект» рассказывает о том, какой метрополитен обещали горожанам власти на протяжении последних 10 лет и что из этого получилось.

В июне 2011 года петербургское правительство обрадовало горожан новой перспективной схемой развития метрополитена. Согласно этому документу, к 2020 году должно было открыться 19 новых станций метро, а к 2025 году число новых станций должно было достигнуть 45. В ней же утверждалось, что к 2015 году откроется Фрунзенский радиус («Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» открыты в 2019 году). Тот же дедлайн был намечен и для продолжения оранжевой линии в виде до сих пор не функционирующих станций «Театральная» и «Горный институт».

Более того, к 2020 году оранжевая ветка должна была уйти ещё дальше на Васильевский остров и продолжиться станциями «Шкиперская» и «Морской фасад». В том же 2020 предполагалось открыть станцию метро «Кудрово», зеленую линию увеличить за счет «Новокрестовской» (простите, станции «Зенит»), «Беговой», «Яхтенной» и соединить с фиолетовой линией на новой станции «Шуваловский проспект». Вместе с этим должен был появиться и отрезок новой коричневной линии на пять станций — от «Обводного канала» до «Казаковской» (ныне именуемой «Юго-Западная»).

Трудно быть реалистами

В 2013 году, уже после открытия двух станций из плана 2011 года, в Смольном поняли, что схема развития получилась нереалистичная и приняли новую, где для большинства станций попросту сдвинули сроки открытия. По ней получалось, что в 2018 году открывается восемь станций метро и еще 10 в 2020 году.

В 2014 году экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко с трибуны Законодательного собрания отрезвил публику: к 2020 году будет построено лишь 13 станций. Среди обещанного остались: Фрунзенский радиус, две станции по оранжевой ветке, две на зеленой и шесть остановок подземки по коричневой (с учетом пересадочных вестибюлей). Бывший градоначальник подчеркнул: темпы строительства подземки будут расти!

После этого Георгий Полтавченко еще разок промахнулся с обещанием насчет метро, когда в 2017 году оптимистично заявил, что в 2018 намерен открыть пять станций. По факту вышло только две — «Новокрестовская» и «Беговая». Недовольство губернатора низкими темпами строительства метро трансформировалось в увеличение финансирования этой статьи бюджета до «обязательных» 30 млрд рублей в год.

3 октября 2018 года Георгий Полтавченко перестал быть губернатором, а временно исполнять его обязанности начал Александр Беглов. Он не стал разбрасываться обещаниями об открытии станций. Сказал, что нужно провести ревизию планов и сделать так, чтобы контрольный пакет в ОАО «Метрострой» принадлежал городу. К декабрю 2018 года власти обнародовали схему развития метро, которая выглядела максимально прагматично. По ней в 2020 году должно было открыться лишь пять станций: три на Фрунзенском радиусе и «Театральная» с «Горным институтом».

Но в мае 2019 года и Беглов ступил на скользкий путь обещаний, рассказав, что к 2032 году в Петербурге появится 29 новых станций метро. В августе 2019 года, за месяц до выборов губернатора Петербурга, градоначальник поделился планами на менее отдаленную перспективу и заявил, что в сентябре наконец-то откроется Фрунзенский радиус, а после него до 2025 года будет построено еще семь станций метро.

В сентябре тогда еще врио губернатора честно попытался открыть метро, но после личного осмотра станций заявил, что еще месяц они будут работать без пассажиров. В октябре, уже в статусе губернатора, Александр Беглов торжественно открыл Фрунзенский радиус и для пассажиров.

Раз «Метрострой», два «Метрострой»

В крахе всех обещаний власти легче всего обвинить исключительно «Метрострой», который, однако, не дёргал градоначальников за язык. Тем не менее в конце 2019 года директор и крупнейший акционер «Метростроя» Николай Александров уехал в СИЗО, а Смольный фактически получил контроль над компанией. При этом чиновники еще и психологически сломили оппонентов.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, заслуженный строитель Вадим Александров, возглавлявший «Метрострой» почти 25 лет и владеющий нужными акциями, в беседе с журналистом «Коммерсанта» заявил: «Скажут продать — продам». Казалось, что это наиболее подходящий момент для реализации высказанного Бегловым плана по увеличению городского пакета акций с 46% до 51%. Но власти развернулись в другую сторону, и к концу 2020 года решили, что надо создавать новую компанию вместе с ВТБ. О «Метрострое» губернатор почему-то высказался как о некоем наследии прошлого, которое представляет из себя «раскоряку».

В июле 2021 году Александр Беглов вспомнил в разговоре с президентом РФ о своем обещании из 2019 года про семь станций к 2024 году и попросил на его реализацию 202 млрд рублей. Спустя 3 месяца, в сентябре 2021 года, вновь общаясь с Владимиром Путиным, губернатор уменьшил количество обещанных станций до трех: он назвал «Казаковскую» в Красносельском районе, «Путиловскую» в Кировском районе и «Горный институт» на Васильевском острове. Еще четыре станций из летнего разговора с президентом градоначальник просто не упомянул.

На 2022 год Смольный уже заявил в проекте бюджета 30 млрд рублей для строительства метро, но неформально устами вице-губернатора Батанова добавил: может быть, эта сумма увеличится до 50 млрд рублей. Сомнения чиновников понятны, ведь новой перспективной схемы развития метрополитена пока нет. По информации «Нового проспекта», она должна родиться к концу 2021 года. Воспринимать её всерьез будет трудно, но есть причины хотя бы попробовать: увеличенные темпы финансирования, новый строитель.

На данный момент есть актуальная программа-минимум, разработанная петербургским проектным институтом «Ленметрогипротранс». Она может стать первым в истории планом метростроения в Петербурге, который власти доведут до полной реализации. В перечень до 2032 года входят «Театральная», «Горный институт» и «Кудрово» по оранжевой ветке, «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская», «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная» по коричневой линии, «Туристская» и «Планерная» на зеленой и «Шуваловский проспект» на фиолетовой.


метрострой губернаторы
Другие статьи автора Читайте также по теме
Сегодня суд признал банкротом компанию «Метрострой». В организации ввели конкурсное производство. Инфографика «Нового проспекта» рассказывает, кто и как довел до коллапса единственного метростроителя Петербурга и кто придёт ему на смену.
«Новый проспект» изучил три сценария, по которым власти собираются спасать петербургское метростроение. Пока Смольный склоняется к самому дорогому и сложному варианту.
Уже неделю вокруг ОАО «Метрострой» развивается скандал: за руководство компанией борются ее нынешний и бывший топ-менеджеры. В ситуации разбирался «Новый проспект».

На Оскар от России выдвинут фильм "Разжимая кулаки"
25.10.2021
Курс евро упал ниже 81 рубля — впервые с июля прошлого года
25.10.2021
В комплексе Лиговских бань собираются создать креативное пространство
25.10.2021
Владимир Путин вручил певице Наталье Орейро российское гражданство
25.10.2021
Пик очередной волны коронавируса придется на декабрь, говорят в Роспотребнадзоре
25.10.2021
Митрополит Тихон Шевкунов о Путине: "Человек не бессмертен — это и наша проблема"
25.10.2021
IKEA готовится открыть в Петербурге еще два магазина
25.10.2021
В Google оплатили более 32 млн рублей штрафов за неудаление противоправного контента
25.10.2021
В Турции задержали россиян по подозрению в поджоге леса
25.10.2021
В поддержку ректора "Шанинки" Сергея Зуева выступили более 200 ученых
25.10.2021
Собственником Лиговских бань в Петербурге стал сатирик Семен Альтов
25.10.2021
Заболеваемость коронавирусом в России достигла почти 38 тысяч случаев в сутки
25.10.2021
Владимир Путин поручил остановить работу ресторанов и клубов по ночам
25.10.2021
Вице-губернатором Петербурга по ЖКХ станет глава Колпинского района
25.10.2021
Автомобили в России продолжают стремительно дорожать
25.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки