3,4 млрд на лес. Экспорт через Балтику поддержат материально
Российский экспортный центр начал прием заявок для предоставления субсидий на экспорт продукции лесопромышленного комплекса через порты Северо-Запада. Новая мера будет полезна только нескольким крупным компаниям, отмечают участники рынка.
Российский экспортный центр с 7 июля запустил программу субсидий на транспортировку продукции лесопромышленного комплекса через порты Северо-Запада. Всего на эти цели в 2023 году будет выделено 3,4 млрд рублей, на следующий год сумма пока не определена. Об этом сообщается в соответствующем приказе на сайте Минпромторга. Прием заявок продлится до 31 августа текущего года.
«Новая мера обеспечит дополнительную поддержку отрасли ЛПК, а также перенаправит грузопотоки в порты СЗФО с частичной разгрузкой Восточного направления», — прокомментировал новую меру вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов.
В 2023—2024 годах государство будет компенсировать экспортерам до 80% затрат на транспортировку продукции ЛПК. При этом объем экспортированной компанией продукции в течение года должен как минимум вдвое превышать размер выданной в этот же год субсидии.
В постановлении отмечается, что субсидии в текущем году можно получить за поставки в период с 1 июля по 30 сентября 2023 года, а затем, в следующем году, — за поставки продукции с 1 октября 2023 по 30 сентября 2024 года.
Производители пеллет и пиломатериалов — первые в очереди
Все участники рынка и эксперты единодушны в том, что новая мера поддержки однозначно поможет экспортерам.
«В основном продукция ЛПК на Северо-Западе идет через Архангельскую область, а затем в Китай», — комментирует руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. «Транспортное плечо из Северо-Запада в Китай большое, затраты на логистику высокие», — поясняет он.
Аналитик журнала «Леспроминформ» Артем Лукичев напоминает, что и раньше лесопромышленники довольно активно поставляли грузы через порты СЗФО в Китай, но до санкций они могли использовать возвратные контейнеры из Европы. Сейчас это невозможно, поэтому логистика сильно подорожала. Вот почему грузооборот портов СЗФО растет в основном за счет перевалки балкерных грузов, таких как уголь и минудобрения, а оборот контейнерных грузов по-прежнему остается на низком уровне, поясняет Виталий Чернов.
Субсидии помогут частично компенсировать затраты на экспорт. Правда, скорее всего, поддержкой сможет воспользоваться очень и очень небольшая доля желающих, предполагает Артем Лукичев.
В первую очередь РЭЦ будет предоставлять субсидии на экспорт производителям пеллет и пиломатериалов, которые особенно пострадали на фоне кризиса, прогнозирует глава РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. «В меньшей степени новая мера поддержки коснется, в частности, предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, поскольку эта отрасль сейчас находится в относительно устойчивом положении», — говорит он.
Некоторые эксперты и вовсе отмечают, что поддержку компаний, поставляющих грузы через порты СЗФО, сложно считать системной. «Фактически субсидии пойдут только нескольким компаниям, которые занимаются исключительно экспортом и не могут перестроиться на внутренний рынок», — сетует Владимир Петров, глава Союза лесопромышленников Ленобласти.
«Думаю, поддержку скорее получат крупные компании, которые заготавливают от 100-200 тыс. м3 древесины в год. Более мелкие производители или работают на внутренний рынок, или уже не работают вовсе», — предполагает гендиректор Северо-Западного холдинга Иван Иванов.
Разворот на Восток ударил по Балтике
Новая мера поддержки экспортеров, скорее всего, сможет увеличить загрузку контейнерных терминалов в СЗФО, но оценивать эффективность программы пока рано, отмечают аналитики.
По данным ИАА «Портньюс», итоги грузооборота портов России за первое полугодие текущего года подтверждают успешный структурный разворот на Восток. Если ранее Балтика была «контейнерными воротами» России в мир, то после ухода западных контейнерных линий и ужесточения санкций контейнерные терминалы бассейна испытали шок.
Доля Балтийского бассейна в общем контейнерообороте морских портов за прошлый год сократилась с 44% до 24%. По оценке аналитиков, мощность морских контейнерных терминалов на Северо-Западе составляет 5 млн TEU в год; по итогам этого года профицит мощностей составит 4 млн TEU, отмечают в ИАА «Портньюс».
Тем не менее после первого шока контейнерооборот на Балтике стал постепенно восстанавливаться за счет привлечения на Северо-Запад новых морских контейнерных перевозчиков. В целом по итогам первого полугодия грузооборот Балтийского бассейна достиг 129,8 млн тонн, что на 5,2% больше показателя за аналогичный период прошлого года, сообщал Росморречфлот.