11 имен «Балтимора». Товарные знаки компании возвращают в конкурсную массу

Фото: mildberry.ru

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал недействительными торги по продаже 11 товарных знаков бренда «Балтимор», которые состоялись более 2 лет назад. Суд обязал нынешнего владельца товарных знаков, производителя соков, нектаров и овощной консервации «Корпорацию «Южный альянс» из Адыгеи, вернуть их в конкурсную массу. Юристы считают, что оспорить решение суда вряд ли получится.

Торги по продаже интеллектуальной собственности проходящего процедуру конкурсного производства ООО «Торговый дом «Балтимор» прошли еще в апреле 2019 года. Тогда на открытый аукцион были выставлены единым лотом с начальной ценой в 500 тыс. рублей сразу 11 товарных знаков бренда «Балтимор», среди которых «Красная поляна», «Макошь», «Юсуповские», «Балтимор», «Балтимор — овощная культура». За 5 млн рублей они достались ИП Умирахунов Ш.К. Однако договор купли-продажи с ним так и не был заключен: в конечном итоге владельцем товарных знаков стало ООО «Корпорация «Южный альянс» из Адыгеи.

Один из кредиторов «ТД «Балтимор», ООО «Завод упаковочных изделий ТОКК», в апреле 2020 года обратился в суд с заявлением о признании итогов торгов недействительными. Истец указал на целый ряд нарушений, допущенных в ходе торгов: на необоснованное объединение в единый лот нескольких «серий» товарных знаков, злоупотребление правом со стороны победителя торгов, который, нарушив законодательство, фактически уступил право на заключение договора иному лицу — ООО «Корпорация «Южный альянс».

Суд установил, что на первом аукционе по реализации товарных знаков, проведенных в 2018 году, все они продавались отдельно, но тогда покупателей на бренд «Балтимор» не нашлось. На повторные торги товарные знаки вышли уже объединенным лотом, но и это не помогло их продаже до апреля 2019 года, пока начальная цена торгов не опустилась до 500 тыс. рублей. При этом в материалах суда содержится ссылка на оценку товарных знаков «Балтимор» Росэкспертизой: ее специалисты сочли, что они стоят 42,79 млн рублей.

«Конкурсным управляющим не обоснован факт столь значительного понижения начальной продажной цены товарных знаков с учётом её рыночных показателей, даже при условии отсутствия в первых и повторных торгах спроса на указанные объекты торгов», говорится в тексте определения суда.

Также суд установил, что ИП Умирахунов и «Корпорация «Южный альянс» совершили «притворную сделку, которая прикрывает собой незаконную сделку по уступке права на заключение договора по итогам торгов». В итоге суд признал итоги торгов недействительными и обязал корпорацию «Южный альянс» вернуть обратно в конкурсную массу 11 товарных знаков «Балтимора».

Спор почти без смысла

Юристы отмечают, что шансы оспорить это решение суда в вышестоящих инстанциях у адыгейского производителя малы. «Суд справедливо, на первый взгляд, признал не соответствующей закону «перетасовку» лота на вторых торгах», — считает адвокат, руководитель группы по банкротству АБ «Качкин и Партнеры» Александра Улезко.

«Определение достаточно мотивированно, и шансы у «Южного альянса» невелики», — согласна руководитель практики антикризисного управления и банкротства «Дювернуа Лигал» Карина Сидорова. По ее словам, наиболее существенным нарушением, которое допустил конкурсный управляющий и организатор торгов при их проведении, является изменение состава лотов на этапе повторных торгов. «Также существенным нарушением выглядит низкая первоначальная цена торгов», — говорит она.

Маркетинговая дилемма

Между тем «Южный альянс» уже выпускает продукцию под брендом «Балтимор»: в ассортимент компании входят фруктовые и овощные напитки, овощные консервы. Производством занимается входящая в состав корпорации ТПК «Южный продукт». Помимо бренда «Балтимор» «Южный альянс» развивает бренды соков и нектаров «Южания», «КубаньСок», Nargile, VitaGrand и Kubsok, бренд овощной консервации «Южаночка», бренды детского питания «Ми-Ми-Мишки» и «Донди».

«Интерес к известному, сильному, но в последние годы из-за банкротства не развивавшемуся российскому бренду «Балтимор» со стороны «Южного альянса» понятен», — считает генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков. По его словам, для краснодарского производителя этот актив был интересным, особенно при наличии планов расширения сбыта продукции. «Перспективы вдохнуть в бренд «Балтимор» новые силы у «Южного альянса» имелись. Сегодня вывести на рынок новый бренд очень сложно, покупка уже существующего экономит компании десятки миллионов долларов», — говорит аналитик.

«Скорее всего, теперь, после решения арбитражного суда, у «Южного альянса» уже не получится выпускать собственную продукцию, маркируя ее обозначением «Балтимор», а также продавать ее и предлагать в продажу», — говорит юрист Maxima Legal Дмитрий Урякин. В противном случае, по его словам, «Южный альянс» рискует быть привлеченным к имущественной ответственности в виде взыскания убытков или компенсации за нарушение исключительного права банкрота на товарные знаки. «В то же время «Южный альянс» может продолжить выпускать собственную продукцию как минимум до момента, пока правовая охрана его товарным знакам не будет аннулирована», — считает Дмитрий Урякин.

«Теперь перед адыгейским производителем, утратившим право использования купленных товарных знаков, возникает дилемма: либо ждать финала судебных тяжб в надежде на их положительное разрешение, либо сосредоточиться на развитии собственных брендов», — полагает Иван Федяков. Однако на это у компании, по его словам, может не хватить финансовых возможностей.

Несмотря на то что корпорация «Южный альянс» демонстрирует устойчивые показатели выручки (48 млн рублей в 2020 году), ее чистая прибыль из года в год снижается. «В 2020 году этот показатель составлял 1,58 млн рублей против 17 млн рублей в 2016 году», — сообщил аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Он добавил, что корпорация «Южный альянс» — небольшой производитель пищевых продуктов и напитков. Доля компании на российском рынке соков не превышает десятых долей процента, а сбыт продукции осуществляется преимущественно на региональном рынке.

В корпорации «Южный альянс» от комментариев по поводу сложившейся ситуации отказались.

Кто на новенького

После вступления в законную силу решения суда Роспатент, привлеченный к участию в деле, сам обязан перерегистровать права на товарные знаки.

«Строго говоря, все судебные акты по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению, поэтому добиваться прекращения права «Южного альянса» можно уже сейчас», — уверена Александра Улезко.

«После возвращения товарных знаков в конкурсную массу будет созвано новое собрание кредиторов, которое будет утверждать новое положение об их реализации. Далее на его основе будут организованы новые торги», — поясняет Карина Сидорова. При этом новое решение собрания или сами торги, по ее словам, опять могут быть оспорены.

Потенциальными покупателями товарных знаков «Балтимор», по мнению Ивана Федякова, могут стать российские компании, которые планируют развивать категорию овощной консервации в ближайшей перспективе. В качестве одного из примеров он привел производителя соусной и кондитерской продукции АО «Эссен Продакшн АГ» (бренд «МахеевЪ»), который недавно объявил о развитии новой товарной категории — аджики.

«При этом иностранные производители, такие как Unilever, Heinz, вряд ли будут претендовать на бренд «Балтимор». Расширять и так значительный портфель брендов в кризис рискованно, крупным компаниям правильнее, наоборот, сокращать линейку и сосредотачиваться на развитии наиболее ходовых брендов», — полагает Иван Федяков.

По оценкам BusinesStat, в ближайшие 2 года выпуск овощных консервов в России будет ежегодно расти темпами 4–5,1% в год и к 2023 году достигнет 985,7 тыс. т, что превысит значение рекордного по динамике 2018 года на 24,5%. Наибольшую долю в общем объеме выпуска занимают томатные консервы (23,2%), а также огурцы (10%), консервированные горох и фасоль (14%).

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Холдинг «Балтимор» был основан в Петербурге в 1995 году предпринимателями Алексеем Антиповым, Миладой Гудковой и Мареком Гетке. Тогда интерес крупных иностранных производителей к российскому рынку только зарождался, а петербуржцам удалось правильно позиционировать бренд и фактически занять пустующий рынок кетчупов и овощных консервов. «Балтимор» удерживал лидерские позиции более 10 лет, но в 2009 году оказался на грани банкротства.

Тогда часть бизнеса «Балтимора» приобрел концерн Unilever — ему достались производственные мощности холдинга «Балтимор» по выпуску кетчупов, майонезов, томатной пасты, уксуса и горчицы в Колпино, а также торговые марки «Балтимор», «Восточный Гурман» и Pomo d’Oro. Производство овощной консервации и напитков, организованное на ООО «Балтимор — Краснодар», в сделку с Unilever не вошло и осталось за Алексеем Антиповым.

Но в 2013 году и это предприятие вступило в банкротство. Права на него и 23 его торговые марки в 2016 году купил ТД «Балтимор», тогда еще подконтрольный петербургскому предпринимателю. В 2017 году банкротство настигло и сам ТД «Балтимор». В итоге фабрику бренда в Краснодаре в 2019 году приобрело петербургское ООО «Тарус». Реализация имущества банкрота еще не завершена.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня