Амнистия за дробление: сливайся либо закрывайся

Фото: РИА «Новости»

Впервые в этом году законодатель вводит официальное определение дробления бизнеса. Оно обозначено в Федеральном законе от 12.07.2024 №176-ФЗ, и именно этим определением будут пользоваться налоговые органы при оценке бизнес-моделей.
Дробление бизнеса — это единая предпринимательская деятельность, группа формально самостоятельных лиц, занимающихся примерно одним и тем же бизнесом, который контролируется одними и теми же лицами. Цель создания такой группы — получение налоговой выгоды, занижение налогов. Еще один очень важный критерий — дробление группы может быть признано только в случае, если применяются специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения (УСН) либо автоматическая УСН, которую могут применять индивидуальные предприниматели.

Красные флаги для налоговиков

Мы выделили основные, самые главные критерии дробления бизнеса, которые больше всего привлекают внимание налоговиков.
Прежде всего это использование одних и тех же помещений и/или нахождение по одному юридическому адресу. Если в одном офисе сидит несколько компаний, то есть шансы, что на самом деле они являются одной компанией — раздробленной, чтобы снизить свои налоги.
Свидетельствами несамостоятельности компаний друг от друга являются общие сотрудники, воспринимающие несколько организаций как единое целое; одни и те же поставщики и подрядчики; общие управление, бухгалтерия, юридическая служба; единый IP-адрес; они в банке подписываются одними и теми же подписями.
Далее, критериями дробления является регулярное приближение компаний к предельным значениям для применения специальных режимов и/или льгот; единое финансирование, когда одна из организаций несет расходы за другие или у организации нет активов для ведения деятельности; общий сайт в сети Интернет, использование одинаковых вывесок, контактов, обозначений и так далее.
Когда мы говорим об отрасли гостеприимства, то в ней, конечно, общая вывеска и бренд являются привлекающим фактором, и это то, что можно легко проверить.

За что не накажут

Но обращу внимание на то, что наличие одного или даже парочки признаков дробления группы не может являться основанием для предъявления обвинения.
Бывают случаи, когда все компании группы занимаются одним и тем же видом деятельности, но применяют общую систему налогообложения (ОСН) — платят НДС, налог на прибыль и никакой налоговой выгоды не извлекают. С точки зрения налоговой это не является дроблением.
Разный состав собственников тоже может являться обоснованием, почему бизнес работает через группу компаний. Самый, наверное, распространенный пример, когда ресторан или гостиница идет в регионы и для старта бизнеса привлекает локальных партнеров, которые становятся настоящими собственниками конкретного предприятия в конкретном регионе. Это не дробление, даже если все эти компании работают под единым брендом. Но при этом, заметьте, что, помимо разного состава собственников, у каждой компании должны быть свои поставщики и владельцы, принимающие решения. То есть здесь тоже одного признака, чтобы опровергнуть обвинения в дроблении, не будет достаточно.
Мы видим примеры, когда одни и те же собственники открывают новые компании, чтобы обслуживать рестораны с существенно различающимися концепциями и аудиторией или разные виды гостиничных предприятий. Это тоже может быть бизнес-целью для разделения бизнеса на несколько юридических лиц. Но, опять же, нужно быть аккуратными, чтобы по остальным критериям иметь возможность дать комментарий, который обосновывает именно бизнес-цель создания группы, а не цель дробления.
Бизнес по франчайзингу также не является дроблением, но, к сожалению, особенно в ресторанном бизнесе довольно часто встречается создание через договоры франчайзинга единого бизнеса, который маскируется под франшизу.

Что означает амнистия

У налоговой инспекции в настоящий момент очень много инструментов для контроля бизнеса. У нее есть доступ к огромному массиву данных, которые анализируются в полуавтоматическом режиме. Большая часть аналитической работы выполняется компьютерными цифровыми методами, поэтому считать, что «меня это не коснется, потому что я маленький бизнес», не стоит. Лучше подумать об амнистии за отказ от дробления бизнеса, которую налоговая инспекция объявила, чтобы дать возможность налогоплательщикам перейти на легальную схему ведения бизнеса.
Сразу обозначим, что амнистия — это освобождение от ответственности, когда существует нарушение и за него назначено наказание. То есть использовать амнистию можно, только если мы понимаем, что нас поймали, мы уже виноваты. Невиновные амнистию не используют.
Соответственно, если вы понимаете, что в вашем бизнесе высокие риски признания группы компаний дроблением, нужно сразу просчитать стоимость этого: если группу признают дроблением, то по всему объему ваших компаний доначислят налоги, как если бы вся группа была единой фирмой на ОСН. Вы использовали упрощенные режимы, и вам доначислят НДС и налог на прибыль. Это серьезная история. Если вас поймали за таким нарушением, то стоит это очень дорого, и мы за последние годы видели много примеров, когда бизнесы после этого просто сворачивались, потому что не могли выплатить то, что доначисляли налоговые органы.
И вот законодатель делает предложение. Если бизнес с 2025 года отказывается от дробления, которое он использовал с целью недоплачивать налоги в бюджет, то ему готовы простить использование этой схемы и предоставить амнистию в случае выявления нарушений, допущенных в 2022–2024 годах.

Амнистия в деле

Амнистия не требует никакого заявления. То есть идти и признаваться, что «я был плохим, а стал хорошим», не нужно. Воспользоваться амнистией смогут те, кого поймают на правонарушении за предыдущие годы при условии, что в 2025 году они этими сомнительными моделями пользоваться не будут.
При добровольном отказе от схемы дробления бизнеса в 2025–2026 годах обязательства по уплате налогов, пеней, налоговых штрафов, возникшие за 2022–2024 годы, могут быть прекращены.
Что это означает на практике? Группа компаний в предыдущих периодах была единым бизнесом, использовала УСН, не платила в бюджет НДС. С 1 января 2025 года все компании в группе отказываются от применения УСН и начинают работать на ОСН.
Это показывает, что группа компаний отказалась от дробления. Даже если в 2025 году придет проверка за 2022–2024 год (напомню, что налоговая инспекция может проверить 3 года, предшествующие тому году, в котором она пришла с проверкой), найдет признаки дробления, обвинит ГК в использовании нелегитимной бизнес-модели и начислит по этому основанию налоги, ГК может эти налоги не платить, если она отказалась от использования этой модели в 2025 году.
Второй способ отказа от дробления — это ликвидировать все компании в группе и продолжить бизнес на одном юридическом лице.

Выдохнуть под бой курантов

Сумма налогов всё равно будет начислена, но решение налоговой инспекции в силу не вступит: вступление в силу такого решения приостанавливается, а начисленные налоговые обязательства налогоплательщика прекращаются в следующем порядке.
У бизнеса есть возможность продемонстрировать отказ от дробления, начиная с 2025 года. Налоговая инспекция может прийти к нему снова, проверяя уже периоды за 2025–2026 годы. Это может случиться в 2027, 2028, 2029 годах: трехлетняя глубина проверки сохраняется.
И если приходят с проверкой за 2025–2026 годы и видят, что бизнес ведется правильно, без дробления, то решение за 2022–2024 год аннулируется и никаких последствий для нового плательщика не будет.
Может случиться, что с проверкой за налоговые периоды 2025–2026 годов не придут: она не назначена, ведь сейчас не принято ходить с налоговыми проверками просто так. Тогда решение за старые периоды, в которых начислены пугающие суммы в качестве доплаты по налогам, перестанет действовать 1 января 2030 года, с этой даты бизнесу будут прощены все долги.
Это неприятная новость: даже если бизнес ведет себя очень прилично, ему придется ждать того момента, когда можно уже выдохнуть и понять, что больше к нему никаких претензий нет, только в 2030 году под бой курантов.

Возможности

Если в 2025 году бизнес не отказался от рискованной модели, то решение за предыдущий период, 2022–2024 годы, вступает в силу. В этот же момент налоговая инспекция направляет материалы проверки в следственные органы. Как правило, доначисления по такому основанию очень большие, и суммы начисленных налогов достаточны для возбуждения уголовного дела против собственников и управленцев в бизнесе.
Другая ситуация. В 2022–2024 годах бизнес объединял 10 (предположим) компаний. Это признали дроблением. В 2025 году группа провела реструктуризацию, но объединилась не полностью, а только частично. В 2027 году налоговая инспекция потребует обосновать сохранение нескольких компаний, даже более крупных. Предположим, бизнес не может это сделать, и налоговики снова признают дробление. В этой ситуации «старые грехи» за 2022–2024 годы бизнесу прощают, но лишь частично — в той части, в которой он прекратил дробление.
Разумеется, возникает множество технических вопросов: как посчитать, что признается отказом от дробления, если это неполная история, а что остается в так называемых грехах, то есть за что придется расплачиваться. Ответы на них станут понятны исключительно в процессе.

Соскочить навсегда можно бесплатно

Бизнес может понять, что по итогам проверки налоговой инспекции за 2022–2024 годы он не сможет выплатить доначисления, но и работать по-новому, на ОСН, то есть в режиме, где придется платить больше налогов, он тоже не сможет, так как станет нерентабельным. Тогда принимается решение о закрытии. Как правило, при ликвидации компании налоговая инспекция склонна прийти и ее проверить. К бизнесу приходит проверка, выявляется дробление, но он уже заявил о ликвидации, о чем есть запись в ЕГРЮЛ. В этой ситуации он ничего не платит: обязанность по уплате налогов, пени, штрафов по дроблению прекращается с даты внесения записи в ЕГРЮЛ.
То есть «соскочить навсегда» можно бесплатно, но нужно это делать как можно скорее, в 2025 году. А если вы решили закрывать свой бизнес, например, в 2026-м, то 2022–2024-е вам простят, но за 2025-й уже придется доплатить.
Еще одна ситуация. В 2022–2024 группа дробилась, в 2025-м все старые компании закрыли или обнулили, но открыли при этом новую ГК и продолжили работать по той же схеме. В этой ситуации налоговый инспектор выявляет, что контролирующие лица налогоплательщика продолжают практиковать дробление бизнеса в составе другой группы лиц, и обязанность по уплате доначислений ликвидированного налогоплательщика будет возложена на данную группу лиц. То есть новые структуры будут расплачиваться за старые, если они созданы как абсолютный дубляж для цели сохранения нелегитимной схемы дробления.

«Прочие нарушения» амнистия не покрывает

И последнее. Обратите внимание, что при проверке налоговая инспекция может выявить не только дробление, но и нарушения, связанные с недоплатой по НДС, по налогу на прибыль, с недоплатой зарплатных налогов, либо другие нарушения, не связанные с собственно дроблением. Тогда в акте проверки обязательно будет разделение начислений на два раздела: один связанный с дроблением бизнеса, другой — с прочими правонарушениями. И «прочие» нужно будет оплачивать: они будут предъявлены как обязательства компании по завершении проверки, амнистия их не покрывает.
По материалам вебинара Федерации рестораторов и отельеров «Что изменится для ресторанов и гостиниц 1 января 2025: главное о налоговой реформе и отраслевых льготах»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня