Альтернатива для трезвенников
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Барное искусство сегодня активно развивается, появляются новые интересные сочетания, а сейчас мы наблюдаем тренд на «безалкогольный алкоголь», когда напитки, которые все привыкли воспринимать как алкогольные, подаются «без градусов». Почему этот тренд развивается и какие напитки предлагают в современных барах, рассказывает Анна Зудова, ресторанный маркетолог и бренд-амбассадор Presto.
Сегодня становятся очень популярны алкогольные на первый взгляд напитки, в которых совершенно нет алкоголя.
Во-первых, у нас происходит смена поколений: помимо людей более старших поколений, которые посещают наши заведения общественного питания, начинают приходить и уже пришли зумеры, родившиеся в XXI веке. У них другие вкусы, они открыты новым ощущениям, и для них безалкогольные напитки — это еще один повод расширить свой горизонт.
Во-вторых, стал популярен здоровый образ жизни, и очень многие начали бегать, заниматься спортом, следить за своим питанием и отказываться от алкоголя. Это доказывает статистика: по официальным данным, с 2008 по 2022 год потребление алкоголя в России снизилось с 18 л в год на человека до 8,5 — цифры очень значительные.
Кроме того, кто-то практикует йогу, медитацию — это тоже не уживается с употреблением алкоголя. И, конечно, когда мы за рулем или пьем определенные таблетки, не сочетающиеся с алкогольными напитками, то должны иметь альтернативу, чтобы не терять в компании ощущение праздника.
На любой вкус
Поэтому в барах и ресторанах сегодня подают безалкогольное пиво, сидр и вино — позиции от российских и зарубежных производителей, близкие по вкусу к алкогольным. Если раньше безалкогольным пивом называлась просто солодовая сладкая водица, то сейчас это зачастую изысканный напиток, часто крафтовая продукция.
К безалкогольным сидру и вину тоже уже привыкли в больших городах. Правда, есть нюанс: хорошее безалкогольное вино стоит дорого. Но современное поколение готово отдавать эти деньги, если эти позиции бармен или сомелье правильно представил. При этом у нас уже есть и российские аналоги такой продукции, например безалкогольные игристые вина.
Моктейль вместо коктейля
Альтернативой алкогольным коктейлям сегодня выступают моктейли — смешанные напитки со сложной ароматикой и вкусом без добавления алкоголя. Они повторяют вкус классических либо авторских коктейлей. Вспомним безалкогольный мохито, который был в тренде несколько лет, а сейчас на смену этому напитку пришел безградусный апероль шприц.
Он действительно помогает ресторанам заработать, ведь для его создания требуется лед, 20–30 мл сиропа стоимостью в среднем 30–40 рублей (в зависимости от бренда) и содовая вода. Либо, если бармен решит повторить уникальный вкус напитка и добавит безалкогольное игристое, то к стоимости прибавится еще 50–70 рублей. В итоге себестоимость безалкогольного апероля шприц составляет всего 80–150 рублей, а в коктейльных картах он предлагается по 350–450. Согласитесь, хорошая альтернатива обычным лимонадам.
Ром для пирата, который не пьет
Следующий этап — это, конечно, безалкогольные крепкие напитки: аналоги виски, джина, рома. И это самая спорная позиция. Если безалкогольным пивом, сидром и вином в мегаполисах уже никого особо не удивишь, то к безалкогольным аналогам крепких напитков люди относятся с опасением. Первой ласточкой на этом направлении в 2022 году стал безалкогольный джин от компании Drinksome. Далее они расширили линейку, и сейчас у них есть не только джин, но и ром, вермуты и прочее. Бармены такие аналоги спиртов уже активно используют для приготовления моктейлей. И, несмотря на то что бутылка 0,7 л такого безалкогольного напитка стоит более 1 тыс. рублей, по статистике, которую дают магазины, продажи в этой категории за последний год выросли более чем на 150%.
По материалам конференции Drink Forum сети деловых коммуникаций «СБИС»