Алексей Гагаринов: «При перевозке в контейнерах риски для автомобилей огромны»

Генеральный директор C-Shipping Алексей Гагаринов рассказал «Новому проспекту», почему немецкие производители отказались перевозить свои машины в контейнерах, за что китайские автомобильные бренды грозятся расторгнуть контракты с российскими партнерами и выставляют им большие штрафы и что общего между коровами и машинами премиум-класса.

Если вы когда-нибудь забирали автомобиль из салона, наверняка помните, что такую машину, как правило, не осматривают на предмет повреждений, ведь автомобиль в салоне новый, на нем даже «муха не сидела». Покупатели забывают, что машина проделывает длинный и сложный путь от производства до дилерского центра. А зря.
До 2022 года известные автогиганты поставляли машины в Россию целенаправленно. Только моя компания работала с 18 европейскими и американскими автомобильными брендами. И каждая из этих компаний строила свою логистику, у каждой из них свои требования и стандарты. Причем производитель боролся за качество транспортировки и снижал возможности получения ущерба, поскольку ремонт даже нового автомобиля стоит немалых денег.
Перевозили автомобили на специализированных ро-ро судах, без крановых перевалок. Машины на судне размещали на безопасном расстоянии друг от друга. На берегу машины ставили на специализированные площадки, где всегда были круглосуточная охрана, фото- и видеофиксация, мощный дренаж, чтобы машины не стояли в воде. Пускали на такие площадки только по пропускам. И там постоянно работали аудиторы, которые следили за качеством хранения машин. Если аудитор, например, обнаруживал на площадке мраморную крошку или окурок, подрядчик получал огромный штраф или мог вовсе лишиться контракта. Причиной для разрыва отношений могла стать и несвоевременная калибровка датчика давления шин. Система стандартов работала на каждом этапе. Бренды проверяли всё, даже качество очистки автовоза.
После ухода из России европейских и американских автобрендов огромный рынок России открылся для китайского автопрома. Восточные бренды, опережая друг друга, организовали регулярные поставки в нашу страну своих машин, тем более что спрос на автомобили, несмотря на рост ключевой ставки и подорожавшие автокредиты, в России не снизился. В минувшем октябре покупатели даже поставили очередной рекорд приобретения машин.
Но… последний раз в порт Санкт-Петербурга специализированное ро-ро судно для транспортировки авто заходило в марте 2022 года. Это значит, что логистика доставки машин изменилась. Их теперь возят в контейнерах. Но в контейнере автомобиль даже премиум-класса превращается в простой груз. Раньше бренды позволяли загонять в контейнер максимум две машины, причем на специализированных треках (правда, немецкие производители уже давно и категорически запретили это делать), а сейчас в один контейнер могут загрузить даже три-четыре машины. Обычно это делают аккуратно, но бывают и жуткие истории, когда приехавшую машину просто невозможно вытащить. Такие авто отправляют назад в том же контейнере. Так что дополнительные риски для автомобилей при такой перевозке огромны.
Кроме того, на российский авторынок вышло много новичков. Они ничего не понимают в стандартах качества, потому что этим бизнесом не занимались, но пытаются заработать на логистике автомобилей. Берут дешевизной: логистика оказывается много ниже себестоимости машин. В своих расчетах они не учитывают, например, услуги по обработке груза в порту или размещают терминалы в чистом поле. Только представьте: сельская территория, деревянная изгородь, с одной стороны коровы, а с другой — новые машины премиум-класса. Это не шутка. Современные терминалы могут удивлять!
Когда автомобиль наконец-то попадает к дилеру, тот его осматривает и вносит все повреждения в специальный документ — «Отчет ущерба и повреждения транспортного средства». Один автомобиль — один документ. Производитель в любой момент может проверить бумагу и оценить качество транспортировки. Чтобы придать автомобилю товарный вид, дилер заменяет все испорченные во время транспортировки детали, а счет за эту работу выставляет производителю. 
Очень скоро, по моему мнению, автомобильные бренды вернутся к дилерам с исками на возмещение ущерба. Это случится через год или два, а может и раньше. Ведь объем повреждений и ремонта стал таким значительным, что производители не готовы мириться с такими убытками. Многие бренды уже сейчас присылают дилерам счета на возмещение потерь, и суммы в этих счетах очень приличные.
Китай — крупнейший экспортер автомобилей в мире. В 2024 году объем экспорта машин из этой страны превысил 5 млн единиц. Но в Европу Китай поставляет автомобили с условием соблюдения всех стандартов качества, а в Россию — без этого условия, поскольку у нас неразбериха. И результат уже налицо. Сотрудник нашей компании недавно купил в автосалоне автомобиль — новый! — и обнаружил повреждения, которые дилер не устранил. В результате покупатель получил скидку в 300 тыс. рублей. 
Из выступления на конференции #ЗаКонтейнерами

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня