Александр Ситов: «Нам не нужно тотальное импортозамещение»

Глава комитета Смольного по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов рассказал «Новому проспекту» о проекте «Невская дельта», о самых популярных в городе мерах поддержки бизнеса, импортозамещении и влиянии ключевой ставки ЦБ на развитие промышленности.
Александр Николаевич, расскажите об инновационно-технологическом центре «Невская дельта». Что он будет собой представлять? На какой стадии находится реализация проекта?
— По своей сути «Невская дельта» — это большой технопарк. Здесь соединятся интересы вузов, города, а также различных федеральных проектов. Именно такая коллаборация позволит выстроить цепочки для превращения стартовой идеи студента и профессорского состава в промышленную модель. Уникальность проекта в том, что он будет обладать большим потенциалом развития, в том числе для крупных промышленных производств.
На базе инновационного центра планируется развитие передовых научно-технологических направлений.
Мы уже выпустили постановление, которое позволило дать старт созданию управляющей компании ИНТЦ «Невская дельта». Она будет отвечать не только за надлежащее функционирование имущественного комплекса центра, но и станет органом, принимающим заявки от резидентов.
До конца года мы должны утвердить стратегию развития центра и после этого приступим к проектированию и строительству площадки. Как только она будет создана и будут приняты все необходимые нормативные акты, начнем прием резидентов в ИНТЦ «Невская дельта». Инфраструктура сразу, конечно, не будет создана, это вопрос нескольких лет.
Какими будут основные направления деятельности «Невской дельты»?
— При их определении учитывались специализация региона, потенциал будущих резидентов ИНТЦ и, безусловно, современные технологические вызовы. Можно выделить такие направления, как экология, агробиотехнологии, разработка фармпрепаратов, приборов, материалов и изделий для применения в условиях Арктики, а также автономных источников питания, цифровых платформ и нефтегазовых технологий.
Список неполный, его планируем расширять. Но без соответствующей научной базы это не имеет перспектив. За счет включения в проект Санкт-Петербургского государственного морского технического университета на базе ИНТЦ будем развивать технологии, связанные с морской робототехникой и интеллектуальными транспортными системами.
Когда в «Невской дельте» появятся первые резиденты?
— До конца 2025 года будет запущен процесс приема резидентов в ИНТЦ. Они сразу смогут пользоваться всеми преференциями, а переехать в «Невскую дельту» смогут после ввода в эксплуатацию объектов ее инфраструктуры.
Какие льготы получат резиденты?
— В модели ИНТЦ бизнес в первую очередь обращает внимание на следующие преференции: налоги (НДС 0% и налог на прибыль 0%), пониженные страховые взносы (15% вместо 30%), а также механизмы возмещения таможенных пошлин и НДС для товаров, ввезенных для оснащения ИНТЦ «Невская дельта».
Упомянутые льготы в модели ИНТЦ неприменимы к крупным организациям, поскольку льготы действуют только для предприятий с объемом годовой выручки до 1 млрд рублей.
На что важно обратить внимание, так это на то, что основная деятельность организаций-резидентов должна быть научно-технологической. Поэтому ИНТЦ создан и должен быть интересен в первую очередь для малых и средних организаций, осуществляющих исследования, разработку и опытное производство.
А для крупных организаций это возможность размещения своих научно-технологических малых предприятий, конструкторских бюро, исследовательских центров и т.п. Это решает задачу ускоренного внедрения инноваций за счет снижения расходов.
Могут ли прийти в «Невскую дельту» резиденты из других регионов?
— Теоретически компании из других регионов могут стать резидентами ИНТЦ. Но для этого им нужно будет создать отдельные юрлица в Петербурге.
Почему сейчас так важно поддерживать малые технологические компании?
— Они дают наибольший прирост валового регионального продукта, а также становятся драйверами роста других отраслей промышленности. У предприятий этого сегмента максимальные возможности для роста.
Обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности Петербурга за счет развития стартапов и малых технологических компаний, а также широкое использование преимуществ кластерного подхода к вовлечению данных компаний в кооперационные цепочки крупных предприятий являются одними из приоритетных направлений работы. Это влечет мультипликативный эффект в смежных отраслях.
Появятся ли новые меры поддержки наукоемких предприятий на региональном уровне?
— В 2025 году стартует объявленный президентом РФ Национальный проект по обеспечению технологического лидерства. Нам поставлена цель обеспечить технологическую независимость в области производства высокотехнологичных станков и повышения уровня промышленной роботизации.
Ожидаем в ближайшее время утверждение федеральных программ, которые предусматривают различные виды поддержки всех участников рынка робототехники. Вместе с тем ведем работу по разработке собственных городских мер поддержки.
Стимулом к повышению роботизации предприятий стал дефицит кадров в промышленности. Нехватка рабочих рук в промышленном секторе составила более 10 тыс. человек. При внедрении робототехнических комплексов производительность отдельных процессов увеличивается в 2–3 раза.
Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга запустил в этом году новую финансовую программу «Займы для роботизации промышленных предприятий». Мы первыми в стране разработали такую меру поддержки с целью помочь предприятиям оснастить свои производства роботизированными комплексами. Для популяризации программы сделали по ней фиксированную ставку: на весь период займа она составит 3% годовых.
В этом году в Петербурге будет запущена новая программа поддержки — субсидия на внедрение роботизированных систем. На эту субсидию выделено 100 млн рублей. Если спрос на данную программу будет высоким, мы увеличим объем финансирования.
Компании, выпускающие роботов из отечественных комплектующих, могут воспользоваться дополнительными льготами и максимально удешевить конечную продукцию. Если производитель и покупатель робота правильно воспользуются всеми имеющимися мерами поддержки, то робот может окупиться всего через год работы.
Основной смысл внедрения передовых технологий — повышение качества продукции и вывод на рынок изделий с принципиально новыми характеристиками.
Какие еще существуют действенные механизмы поддержки бизнеса?
— Высокую эффективность показали биржи поставщиков, которые организует Центр развития и поддержки предпринимательства.
Так, в 2024 году было проведено более 16 таких бирж. В числе заказчиков были ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», «Силовые машины», «МЕТРО Россия». В рамках мероприятий встретились более 400 представителей малого и среднего предпринимательства из различных отраслей промышленного производства. Итогом стало заключение контрактов на сумму более 3 млрд рублей. В перспективе объемы новых контрактов, заключаемых в рамках бирж поставщиков, могут вырасти в 2–3 раза.
А если говорить о финансовых программах поддержки, то хотел бы выделить Региональный фонд развития промышленности. Его капитализация уже превышает 13,3 млрд рублей. В 2024 году он выдал 27 займов на общую сумму свыше 4,2 млрд рублей. Поддержку в виде льготного финансирования получили 25 городских предприятий. Самой популярной программой фонда стала программа «Займы для приобретения оборудования». По ней было выдано порядка 74% займов. Чаще всего за поддержкой обращались предприятия, специализирующиеся на машиностроении, металлообработке, производстве компьютеров и фармацевтике.
Отмечу, что в 2024 году был выдан первый заем по программе «Промышленная ипотека» в размере 700 млн рублей. Его получило предприятие «НПП «Радар ММС» на приобретение объектов недвижимости для развития производства.
Как вы оцениваете кадровый дефицит в промышленности?
— Дефицит кадров — это вызов для всей страны, и Петербург не исключение. Промышленности Северной столицы не хватает примерно 10 тыс. человек, хотя дисбаланс в отрасли сокращается (по сравнению с 2024 годом кадровый дефицит на производствах города снизился примерно на 3 тыс. человек). Сегодня наши производства остро нуждаются в основном в специалистах со средним профессиональным уровнем образования. Доля вакансий, где требуется такой уровень образования, в 2,5 раза выше, чем потребность в работниках с высшим образованием.
Среди наиболее востребованных профессий: инженеры различных специализаций, станочники и наладчики станков, механики и ремонтники производственного оборудования, сварщики, монтажники, сборщики, электромеханики и монтеры электрического оборудования, слесари, закройщики и разнорабочие.
Темпы роста петербургской промышленности замедляются. Почему так происходит и чем это можно объяснить?
— В Петербурге нет проблем с темпами роста индекса промышленного производства (ИПП). Он обозначает уровень роста промышленности к аналогичному периоду прошлого года. Фактически если промышленность Петербурга в прошлом году росла высокими темпами, то в этом году ей нужно расти еще активнее.
За первый квартал 2024 года ИПП составил 112%, а за первый квартал 2025 года — 109,6%. Получается, петербургская промышленность показала отличную динамику по отношению к высокой базе прошлого года.
Мы не ожидаем замедления темпов роста промышленности, потому что в Петербурге есть отрасли, которые в ближайшие годы будут показывать только положительную динамику. Речь идет в первую очередь о судостроении, радиоэлектронике, фармацевтике и энергомашиностроении.
В сложной ситуации сейчас находится автопром. Но мы рассчитываем на перезапуск ряда проектов и ожидаем, что рост в этом сегменте начнется уже в текущем году.
Если говорить об импортозамещении в целом, то насколько одна страна может и должна обеспечивать себя продукцией собственного производства?
— В стратегических отраслях импортозамещение может достигать до 70%. В фокусе внимания станкостроение и оборудование для промышленности. К стратегическим отраслям также относятся энергомашиностроение, радиоэлектроника, АПК и пищевая промышленность. Не во всех секторах нужно стремиться к стопроцентному импортозамещению. Часть продукции поставляют и будут поставлять дружественные страны, и это нормально.
Насколько высокая ключевая ставка ЦБ критична для развития отечественной промышленности?
— Напомню, что высокая ключевая ставка не смогла заметно охладить развитие экономики. Мы видим, что инвестиции компаний в собственный капитал растут. Например, объем инвестиций в обрабатывающие производства Петербурга за год вырос на 20%. В 2024 году предприятия обрабатывающего комплекса Северной столицы инвестировали в собственное развитие 137,6 млрд рублей. А суммарно за 2024 год промышленные предприятия города вложили в свое развитие около 258 млрд рублей.
Не менее 60% всех инвестиций в основной капитал — заемные средства, которые предприниматели могут получить в рамках различных программ поддержки.
Вы ожидаете резкий рост, когда ставка снизится?
— Помимо ключевой ставки есть еще реальная ставка, которая представляет собой разницу между «ключом» и инфляцией. То есть если у нас ключевая ставка составляет 21%, а инфляция, например, 10%, то реальная ставка равна 10%. Когда ставка снизится, мы увидим инвестиционный рост в более рискованные проекты.
Конечно, бизнесу будет проще, когда реальная ставка снизится до 6% и ниже. Но дело не только в ее размере, но и в стабильности. Многие компании при реализации проектов большое внимание обращают не только на размер ставки, но и на стабильность. И тут, как мы уже обсудили, правительство РФ и власти Петербурга прикладывают все усилия, чтобы сохранить и увеличить объем поддержки предприятий и сделать условия для развития бизнеса наиболее предсказуемыми.

Александр Ситов родился 16 сентября 1978 года в деревне Пидула Эстонской ССР.
В 2000 году окончил Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова по специальности «инженер».
В 2013 году окончил Санкт‑Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Присвоена ученая степень кандидата экономических наук.
В 2015 году окончил Санкт‑Петербургский политехнический университет Петра Великого по направлению «Промышленное и гражданское строительство».
В 2014 году прошел Президентскую программу повышения квалификации управленческих кадров «Современное государственное управление» по направлению «Государственное и муниципальное управление».
В 2016 году проходил стажировку в Германии по программе экономической кооперации и современного менеджмента.
Трудовой путь начал в 2000 году заведующим производством ООО «Морозко».
С 2003 по 2013 годы занимал руководящие должности в крупнейших автоцентрах: «ЛогоВАз-Нева», «Звезда-Невы», «Конкорд», «Авангард-МБ», «Инчкейп» (Inchcape).
С 2011 по 2013 год являлся управляющим партнером индустриального парка «Южные ворота».
В 2013 году возглавил группу компаний «Морское грузовое бюро», в которой проработал до назначения заместителем председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга.
С 20 февраля 2020 года назначен на должность заместителя председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга.
Является доцентом кафедры технологии и организации перевозок Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала Макарова.
Автор статей, учебных и методических пособий в сфере менеджмента, экономики и морского транспорта. Постоянный член научно-технических советов Минтранса РФ и Российского морского регистра судоходства. Постоянный член делегации Российской Федерации в международной морской организации (IMO). Соавтор нескольких НИР.
Женат, воспитывает двух дочерей. Свободно владеет английским языком.