Александр Колчин: «Хозяева животных хотят кормить питомцев человеческой едой»

Александр Колчин, директор по контенту ИИЦ «Зооинформ» и бизнес-тренер по продажам, рассказал о развитии рынка зоотоваров в России, о необычных тенденциях в сегменте кормов и о направлениях, на которые стоит обратить внимание производителям и продавцам товаров для животных.
За прошлый год емкость рынка зоотоваров в России составила 510 млрд рублей против 433 млрд рублей в 2023 году. При этом доля зоотоваров на рынке FMCG (товары повседневного спроса) составляет около 3%.
По подсчетам «Зооинформ», за минувший год число офлайн-магазинов в стране зоотоваров сократилось. К началу 2025 года в России насчитывалось более 16,7 тыс. таких торговых точек. Их число уменьшилось в течение прошлого года на 2,6%.
Сложно сказать, почему так происходит. В каких-то случаях магазины закрываются из-за экономических проблем. При этом в ветеринарных клиниках, число которых растет, есть отделы, торгующие зоотоварами. Их не учитывают в статистике как магазины, а рассматривают как подразделения клиник.
Другая ожидаемая тенденция — это активное развитие продаж зоотоваров через маркетплейсы. По данным портала «Чек Индекс», в 2024 средний чек в онлайн-сегменте составил чуть более 5 тыс. рублей и вырос за 2024 год на 3%. При этом средний чек на зоотовары в офлайне составил почти 3 тыс. рублей, что на 11% выше, чем в 2023 году. В целом цены на зоотовары в онлайне, в частности на маркетплейсах, снижаются, а в офлайн-магазинах растут.
Спрос серьезно увеличивается на СТМ. Мне кажется, у зообизнеса большой потенциал в этом направлении. Уже есть положительные примеры в этой сфере. Так, в Иркутске объединился ряд предпринимателей, они организовали компанию и выпускают СТМ только для своих сетей.
Преимущество СТМ в том, что вы можете поставить довольно большую наценку на товар. Эта история вполне может стать высокомаржинальной. Но при этом необходимо вкладываться в маркетинг, продвижение.
Другая недавняя тенденция — это увеличение числа домохозяйств, состоящих из одного человека. И это граждане не старшего поколения, а наоборот молодые люди — зумеры, миллениалы. Они делают карьеру и при этом очень часто заводят животных. У таких потребителей высокий уровень доходов, которые они как раз могут тратить на своих питомцев. Поэтому участникам рынка зооиндустрии стоит подумать, какие комплексные услуги можно предложить людям, которые не экономят на питомцах.
Есть сейчас и другие тренды, на которых можно было бы заработать. Один из них — это интерес к корейской продукции и культуре. Молодежь этим очень интересуется. И, наверное, у нас мог бы возникнуть спрос на корейские зоотовары и корма. Но они пока в Россию не завозятся.
Другой тренд — персонализация кормов. За рубежом в этом направлении уже работает ряд предприятий. Как происходит персонализация? Вы приходите к ветеринарному врачу, ваш питомец сдает анализы, и по полученным параметрам врач составляет для животного рецепт персонального корма. С этим рецептом вы идете на небольшой завод, где корм производится по вашему рецепту.
Также может стать популярной тема конструирования рационов, когда владелец животного может добавлять в базовый рацион какие-то топпинги, немного менять вкус корма, его состав в плане минеральных веществ и так далее.
Наблюдается и другая особенность — стремление хозяев предложить питомцу какую-то еду, похожую на человеческую. По этой причине часто покупают корма с «человеческими» названиями, типа «Рагу по-боярски». А еще в продаже уже есть полуфабрикаты, из которых животным можно приготовить безопасные для них «блины», «шоколад», «кексы» и так далее. Это нишевый продукт, который может заинтересовать небольших производителей.
Всего в прошлом году было выпущено 1,56 млн тонн кормов для домашних животных, и это очень хороший показатель. Кроме того, некоторые компании расширяются. Например, это предприятия «Биотех», «Уникорм» и «Талина». Между тем рынок кормов сейчас насыщен. Поэтому не совсем понятно, как поступят компании, которые запустят свои мощности, например, в 2026 году, как они будут организовывать продажи. Один из вариантов — это уход в выпуск кормов для аквакультуры, поскольку рецептуры и технологии производства схожи. При этом спрос на аквакорма сейчас довольно высок.
Напомню, что в прошлом году на рынке производства зоокормов произошла важная сделка: компания Balchug Capital приобрела фирму «Радуга» на Южном Урале. Такие сделки — большая редкость. В последнее время мы слышим о том, что небольшие цеха по выпуску кормов собираются закрываться или продаваться на фоне того, что им нужно будет внедрять систему «Честный знак». Не все производители готовы нести дополнительные расходы. Но сделок по продаже небольших производств, насколько я знаю, пока особо нет, поскольку продавцы и потенциальные покупатели не могут договориться о приемлемой цене.
При этом потенциальные инвесторы могут обратить внимание на сегмент производства БАДов для животных. В ближайшее время это направление будет активно расти.
А если говорить о проблемах в отрасли, то они ожидаемые. Главные из них — сложности с привлечением инвестиций на фоне роста ключевой ставки и внедрение маркировки «Честный знак». С 1 марта 2025 года у нас начинают маркироваться влажные корма для животных (сухие маркируются с прошлого года). Участники отрасли по-разному комментируют нововведение. Кто-то говорит, что не успел подготовиться, кто-то уверяет, что успел.
В любом случае затраты на подготовку к маркировке были довольно серьезными. Представители разных предприятий говорили, что одна линия по маркировке может стоит 4–6 млн рублей. В основном предприятия закупали китайское оборудование. И кто-то успел получить новые линии в срок, а кто-то нет. Причем некоторым компаниям пришлось маркировать товар вручную. А производители паучей говорят, что пока никто не может наладить маркировку продукции в такой упаковке: просто не достать соответствующее оборудование — его нет.
Одно можно сказать точно: бизнес из-за маркировки понес значительные расходы, которые, скорее всего, будут переложены в цены на зоотовары.
Мнение высказано в рамках выставки «Зооиндустрия-2025»