За прошлый год в России стало на 22% больше бизнес-леди
Эксперты Банка Точка в преддверии Международного женского дня проанализировали, в каких сферах деятельности российские женщины достигают успеха и как растут обороты их бизнеса из года в год.
Число российских женщин в бизнесе с каждым годом растёт. Так, по данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП, за 2023 год зарегистрировалось на 22% больше девушек-предпринимателей, чем в 2022-м. Это на 95 069 новых бизнес-вумен больше, чем годом ранее: в 2022-м зарегистрировалось 429 922 новых девушек-предпринимателей, в 2023 году — уже 524 991.
Если говорить о доле женщин среди регистрирующихся новых предпринимателей, то согласно данным реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, этот показатель растёт с 2021 года. В 2020 году доля регистраций женщин-учредителей составляла всего 38% от общего числа регистраций организаций и бизнесов. К 2023 году эта цифра значительно возросла — почти 43% годовых регистраций.
Исследователи определили топ-6 сфер, в которых работают россиянки-предпринимательницы. Оказалось, что чаще всего женщины ведут бизнес в области бухгалтерского учёта, по проведению финансового аудита и по налоговому консультированию — 83,8% бизнесов в этой области принадлежит девушкам.
Кроме того, российские бизнес-вумен активно работают в бьюти-индустрии (73,9% от общего числа предпринимателей), в сфере дополнительного образования (65,8%), дизайна (58,8%), в розничной торговле через маркетплейсы (53,2%) и в агентствах недвижимости (51,9%).
Оказалось, что самый большой оборот у бизнес-вуман в следующих сферах:
1. Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (+28% относительно 2022 года).
2. Торговля оптовая неспециализированная (+14% относительно 2022-го).
3. Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (+27% относительно 2022-го).
4. Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (+14% относительно 2022-го).
5. Деятельность по организации отдыха и развлечений прочая (+46% относительно 2022-го).
Чаще всего в бизнес в России уходят девушки «поколения миллениум» (Y) — родившиеся между 1985 и 2002 годами. В 2023 году их доля от общего числа предпринимательниц составила 54%. При этом активно ведут бизнес и женщины старшего поколения («X») — родившиеся между 1964 и 1984 годами (39% от общего числа). 5% приходится на ещё более опытных дам-предпринимательниц — тех, кто родился до 1964 года, а ещё 2% — на зумеров, родившихся после 2003 года.