Совокупный объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году вдвое превысил показатель предыдущего года. Но не дотянул до показателей допандемийного периода.
Эксперты консалтинговой компании NF Group проанализировали динамику инвестиционной активности в торговом сегменте коммерческой недвижимости России. По итогам 2022 года показатель достиг уровня в 40,7 млрд рублей, превысив показатели 2020 и 2021 годов — 16,4 млрд рублей и 21,8 млрд рублей соответственно.
Тем не менее, этот результат все еще ниже показателей допандемийных периодов, которые составляли в среднем 75 млрд рублей.
В 2022 году 41% вложений в торговую недвижимость пришелся на Москву и Московскую область, еще 41% - на регионы, 18% - на Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
В структуре инвестирования в торговую недвижимость лидирующей группой покупателей выступали девелоперы, которые совокупно вложили более 19 млрд руб. или 47% от всех инвестиций в торговую недвижимость.
На втором месте — инвестиционные компании и частные инвесторы с долей в 37% и общим объемом вложенных средств на уровне 15,3 млрд руб. По итогам I квартала 2023 года объем инвестиций в торговые центры составил 5,8 млрд руб. Годовой результат 2023 года, как минимум, превысит 80-90 млрд руб., что станет рекордом с 2017 года по РФ. Ранее такие высокие показатели были только до 2014 года.
Среди крупнейших сделок 2022 года с торговыми центрами можно выделить приобретение ГК «Ташир» торгового центра «Шелковый Путь» за 9-10 млрд рублей, а также продажу ТРЦ «Охта Молл» в Санкт-Петербурге (6-8 млрд рублей).
По мнению Евгении Хакбердиевой, регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group, если ранее сделки по покупке объектов и земельных участков совершались с целью развития новых проектов, то сейчас они связаны в основном с изменениями в структуре собственников в связи со уходом иностранных собственников и замена их российскими. На данный момент рост инвестиций не ведет к увеличению объемов строительства на рынке торговой недвижимости, однако появление новых инвесторов может привести к дальнейшему развитию этого сегмента.