В торговых центрах Петербурга свободно чуть более 7% площадей
Доля свободных площадей в качественных торговых центрах Петербурга за год снизилась с 10,6% до 7,1%.
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, по итогам 2023 года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Петербурга снизилась с 10,6% до 7,1%. Только шесть торговых центров из 56 заполнены менее, чем на 90%.
Благодаря активному развитию российских ретейлеров сокращение объема незанятых площадей наблюдалось во всех типах торговых объектов: в аутлетах — до 13,7%; в суперрегиональных ТЦ — до 12,4%; в окружных - до 5,4%, в районных — до 4,6%, в региональных — до 1,4%. Рынок торговой недвижимости развивается не только в количественном, но и в качественном ключе за счет реконцепции устаревших форматов. В 2023 году частичная реконцепция завершена в ТЦ «Июнь» и ТЦ River House, где в результате перепланировок и обновления состава арендаторов удалось существенно увеличить показатели заполняемости.
Доля иностранных собственников торговых центров продолжила снижаться. Так, в конце 2021 года на них приходилось 33% торговых площадей, а в конце 2023 года — только 14%. За последние два года были проданы торговые центры «Мега Дыбенко» и «Мега Парнас», «Невский центр», «Охта Молл», «Парк Хаус». К концу 2024 года доля может уменьшиться до 8%, если будут реализованы другие торговые центры, находящиеся в продаже.
Стоит отметить, что посещаемость торговых центров Северной столицы в 2023 году выросла на 1% по сравнению с показателями 2022 года. Этому способствовали экспансия российских ретейлеров и высокие темпы заполняемости свободных площадей, так и относительная стабилизация экономической ситуации. С другой стороны, торговые центры увеличивают количество мероприятий на своих площадках для привлечения дополнительного трафика.
В среднесрочной перспективе ожидается восстановления вакантности до уровня 2018-2019 годов, когда было свободно 3-3,5% площадей. Однако к концу 2024 года прогнозируемая доля свободных площадей в среднем по рынку достигнет 5-6%.
«Рынок торговой недвижимости в 2023 году развивался под влиянием ряда факторов. Отмечался рост числа посетителей торговых центров, что связано с заполнением пустующих площадей, усилением лояльности покупателей к российским брендам и изменением покупательской модели поведения на менее рациональную. Несмотря на то, что посещаемость все еще ниже допандемийных показателей, конверсия растет за счет более целевого трафика», — говорит Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.