В Совфеде предлагают внести детские игрушки в перечень непродовольственных товаров первой необходимости
Отечественные производители игрушек могли бы обеспечивать 80% потребностей российских детей, но без государственной поддержки нарастить объем производства и увеличить долю на рынке с нынешних 30% не могут, говорят в Совфеде
Совет Федерации предложил правительству внести детские игрушки в перечень непродовольственных товаров первой необходимости и разработать отдельную программу «Игрушки и товары для детства», сообщают «Известия».
«Сейчас доля российских производителей детских товаров составляет не более 27%, а по некоторым сегментам, например по игрушкам, товарам для новорожденных, она совсем маленькая, менее 10%», — сказала член совета, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина.
По словам ведущего эксперта рынка игрушек NPD Russia Ирины Седовой, российские компании занимают его четверть: «Мы считаем долю российских игроков, которые производят игрушки под своим именем, необязательно на территории России. По данным NPD, доля таких компаний по объему продаж игрушек (с учетом того что мы видим около 80% российского рынка — крупный ритейл) — 25%. Всё остальное занято глобальными брендами», — отмечает собеседница «Известий».
Эксперты считают, что надо стимулировать закупки продукции отечественных производителей с использованием бюджетных средств (например, при реализации госпрограмм) и повышать спрос на них в рамках поддержки семей с детьми, «в том числе с использованием опыта реализации проекта «Пушкинская карта». Антонина Цицулина отмечает, что отечественным производителям необходимы системные и долгосрочные программы поддержки тех инвестиционных программ, которые они реализуют в сфере модернизации и развития производства, подготовки кадров, внедрения новых технологий.
Кроме того, планируется рассмотреть возможность расширить перечень товаров для детей, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, а также «предусмотреть механизмы развития индустрии детских товаров в региональных программах развития промышленности».
По данным маркетингового агентства ROIF Expert, в 2019 году выпуск продукции российских производителей игр и игрушек увеличился на 22%, в 2020 году — на 20%, а в 2021-м — на 34,4%. Несмотря на пандемию, рынок игрушек растет. За 2021 год его рост по отношению к предыдущему составил 5%, сообщает эксперт NPD Russia. Рынок растет в стоимости, но падает в количестве продаваемых единиц товара: люди стараются покупать игрушки, которые могут надолго занять ребенка. По разным оценкам, доля контрафакта на российском рынке игрушек и детских товаров варьируется от 25 до 40%.