В Петербурге в 2023 году не было открыто ни одного классического ТЦ, зато в 2024 году заработают сразу четыре объекта

05 Декабря 2023

Общий объем предложения в сегменте торговой недвижимости Санкт-Петербурга в 2023 году остался на уровне 2022 года и составил 2,15 млн м2.

«В 2023 году в городе не было открыто ни одного классического торгового центра», — сообщила на пресс-конференции региональный директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева. Зато в 2024 году анонсировано открытие сразу четырех объектов, общая площадь которых составит 138 тыс. м2. Это Hollywood у станции метро «Пионерская», «Парк Молл» на проспекте Просвещения, а также «Небо» и «Экопарк» в Мурино. «В случае реализации этих проектов объем нового предложения окажется самым высоким в Санкт-Петербурге за последние 10 лет», — отметила Евгения Хакбердиева.

Отсутствие нового предложения и рост спроса со стороны арендаторов привели к некоторому снижению вакансии в ключевых петербургских ТЦ: если на конец 2022 года в них было свободно около 14% площадей, то за год этот показатель снизился до 10,5%. Евгения Хакбердиева также отметила изменение структуры собственников ТЦ, произошедшее в 2022—2023 годах: доля площадей в петербургских торговых центрах, принадлежащих иностранным компаниям, сократилась более чем в 2 раза, с 33% на конец 2021 года до 14% на конец 2023-го. В 2024 году эта тенденция продолжится, считает эксперт. По оценкам Евгении Хакбердиевой, на конец 2024 года лишь 9% площадей в ТЦ Петербурга будут принадлежать иностранным собственникам.

В 2023 году в структуре арендаторов преобладали российские бренды: за год их доля подросла с 70% до 80%, отметила Евгения Хакбердиева. Она особо отметила увеличение доли фэшн-ритейлеров: магазины одежды и обуви в 2023 году заняли 30% площадей в ключевых торговых центрах Санкт-Петербурга (в 2022 году этот показатель составлял 28%). Российские компании в 2023 году активно занимали освободившиеся после ухода иностранных брендов площади и расширяли свое представительство в петербургских ТЦ, рассказала эксперт. В 2023 году Петербург покинули 15 международных брендов, а пришли только девять, из которых четыре абсолютно новые для российских покупателей, а пять ранее уже были представлены в Москве. Среди петербургских «новинок» — немецкий бренд спортивной одежды Plein Sport, открывшийся в «Галерее», американский бренд верхней одежды Woolrich, арендовавший площади в «Питер Радуге» и «Невском центре», итальянский бренд Replay, появившийся в Outlet Village Pulkovo.

Появление новых арендаторов во многом способствовало нормализации покупательского трафика в петербургских ТЦ, в особенности — в торговых центрах очень крупного формата. С августа 2023 года, отметила Евгения Хакбердиева, уровень посещаемости торговых центров всех форматов находится примерно на одном и том же уровне. Повышению привлекательности ТЦ для покупателей также способствовало увеличение количества различных развлекательных мероприятий и более креативный подход к оформлению интерьеров.

Ольга Вильде

Актуально сегодня