В Петербурге растет количество жалоб на магазины из-за завышения цен

15 Марта 2022

Самым массовым нарушением сегодня является то, что цена на товар, указанная на ценнике, не соответствует цене, указанной в чеке.

Об этом и других нарушениях в торговых сетях говорили в преддверии Всемирного дня прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, в ИА «Интерфакс-Северо-Запад».

«Учитывая сегодняшнюю ситуацию, чтобы минимизировать риски при покупках товаров в магазинах, советую не выбрасывать кассовые чеки, сохраняя их хотя бы неделю», — рекомендует Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль».

Он объяснил что кассовый чек является договором купли-продажи, который покупатель заключает с продавцом. «Чек поможет не только вернуть деньги за товар, если тот окажется некачественным, но и доказать при обращении в Роспотребнадзор сам факт обращения к этому продавцу», — говорит Вишневецкий.

В целом, пандемия, по словам эксперта, спровоцировала значительный рост количества нарушений прав потребителей, а также рост некачественных и поддельных продовольственных товаров в розничных сетях. Рост обращений граждан в Роспотребнадзор в 2020 году вырос на 36%, а в 2021-м снизился на 5%.

Но причиной спада обращений Всеволод Вишневецкий называет не улучшение качества жизни, а дополнительные ограничения, введенные с 1 июля 2021 года. Жаловаться стало попросту сложнее: чтобы была возбуждена внеплановая проверка, потребитель стал обязан обратиться в Роспотребнадзор лично.

Однако, согласно новым правилам продажи по договору купли-продажи, которые вступили в России в силу 30 декабря 2020 года, покупатель имеет право без ограничений проводить фотофиксацию на любых объектах потребительского рынка, в том числе и в магазине.

«Фотографируйте ценники на прилавках с тем, чтобы потом заставить недобросовестного продавца вернуть разницу! Обязательно сравнивайте ценники с ценой в кассовом чеке, потому что в условиях нестабильности продавцы будут пытаться вводить потребителей в заблуждение», — добавляет Вишневецкий.

Эксперт объясняет резкий рост цен поменявшимися для продавцов правилами рынка. Если раньше у оптовиков была отсрочка оплаты товаров от 30 до 90 суток, то, когда рубль резко упал, все зарубежные поставщики не только отказываются предоставлять отсрочку, но и требуют от наших розничных торговых сетей полную предоплату. «Поэтому у магазинов просто нет другого выхода, кроме как поднимать цены на розничные товары», — говорит он.

Анна Нефёдова, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, подтверждает рост жалоб. Она рассказала, что с 24 февраля выросло количество обращений граждан на то, что после дистанционного заключения договора с магазином о приобретении и оплаты того или иного товара магазин не производит поставку: деньги возвращаются, а на сайте данный товар появляется уже по другой, гораздо более высокой цене.

«Потребитель может предъявить свои законные права на то, чтобы получить товар по той цене, по которой с ним был заключен договор. Законодательство РФ говорит о том, что недопустимо в одностороннем порядке изменять существенные условия договора — а цена является именно таковым», — поясняет Анна Нефёдова.

Представители Роспотребнадзора, разъясняя гражданам их права, рекомендуют подготовить иск для суда о незаконном отказе в продаже товара, который был оплачен. «И даже если не был, у потребителя есть право приобрести его по той цене, которая была заявлена изначально», — подчеркивает Анна Нефёдова.

Светлана Куликова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня