В медицинском центре "Согаз" меняются учредители
В ООО «Международный медицинский центр «Согаз» меняются собственники: компания отдала часть долей топ-менеджерам.
Участники рынка полагают, что структура владения компанией меняется на фоне того, что «Согаз» попал под санкции ЕС.
ООО «ММЦ «Согаз» управляет несколькими одноименными медцентрами. В том числе, в Петербурге работают клиники на пр. Стачек, Малой Конюшенной ул, в Колпино и в Сестрорецке. Также под управление «ММЦ «Согаз» находятся медцентр в Приозерском районе (на территории «Игоры»), санаторий «Белые ночи», клиники в Геленджике, Татарстане и Тобольске. Выручка ООО «ММЦ «Согаз» за 2021 год составила 2,6 млрд рублей, убыток 295,8 млн рублей.
По СПАРК, еще недавно единственным собственником ООО «ММЦ «Согаз» было АО «Согаз» (собственник — ООО «Газпромкапитал»). С 21 июля у АО «Согаз» остался 51%, 25% отошло гендиректору компании «Согаз Медицина» Владиславу Баранову, 24% - Инге Халабевой, гендиректору ООО «ММЦ «Согаз».
Участники рынка предполагают, что изменения в структуре могут быть связаны с тем, что АО «Согаз» попало под санкции. 28 февраля Евросоюз включил в санкционные списки страховую компанию АО «СОГАЗ», сообщал Официальный журнале ЕС из-за того, что компания страховала строительство железнодорожной инфраструктуры между мостом через Керченский пролив и портом Тамань, а также перестраховала строительство самого моста.
Кроме того, смена собственников в «ММЦ «Согаз» может быть связана с приближением ввода нового крупного мендцентра. Проект, который планируется завершить в следующем году, реализуют ГК «Согаз Медицина» и компания «Номеко». Предполагается, что в перспективе управлять новым медкомплексом может «ММЦ «Согаз», сказал собеседник «НП».
Новый медцентр, инвестиции в который оцениваются в 30 млрд рублей, займется лечением рака и болезней сердечно-сосудистой системы. Он будет расположен на участка в 30,4 га во Всеволожском районе Ленобласти. Предполагается, что в структуру комплекса войдет онкологический центр, многопрофильная клиника, центр реабилитации и спортивной медицины, учебный комплекс и центр ядерной медицины.
В 2019 году русская служба ВВС сообщала о том, что в данном проекте участвовала предполагаемая дочь Путина Мария Воронцова.
Юристы отмечают, что смена структуры собственности компании на сегодняшний день — один из самых распространенных способов попытаться спасти бизнес, когда высок риск попасть под санкции. «Однако на слуху чаще оказываются случаи, когда активы передаются доверенным лицам попавшим под санкции физическим лицом, а не внутригрупповая реструктуризация», — говорит Анастасия Самусенко, юрист практики корпоративного права Maxima Legal.
Тем не менее, по ее словам, передача материнской компанией акций или долей участия в дочерней компании третьим лицам может быть эффективным инструментом ухода от санкций для части бизнеса группы (или хотя бы отсрочки введения таких санкций до момента завершения анализа новой структуры группы уполномоченными органами иностранных государств).
«Однако и здесь необходимо учитывать ряд нюансов — насколько такая сделка является реальной (или фактически контроль над деятельностью компании по-прежнему осуществляет бывшая материнская компания), какими видами деятельности занимается дочерняя компания. Кроме того, необходимо учитывать, что риски введения санкций в отношении топ-менеджмента находящихся под санкциями компаний также могут быть высокими, что дополнительно снижает эффективность реструктуризации с целью ухода от санкций в долгосрочной перспективе», — комментирует Анастасия Самусенко.
Екатерина Фомичева