В 2020 году девелоперы ввели втрое меньше торговой недвижимости, чем планировали
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

В 2020 году девелоперы ввели втрое меньше торговой недвижимости, чем планировали

8 февраля 2021
CBRE: объём ввода новых торговых площадей в регионах России в 2020 году стал минимальным за последние 10 лет и составил 192 тыс. м2.

Аналитики CBRE подвели итоги 2020 года на рынке торговой недвижимости регионов России. Объем нового ввода торговых площадей по итогам 2020 года составил 192 тыс. м2 из заявленных в начале года девелоперами 600 тыс. м2 и стал минимальным за последние 10 лет. Это связано с предпринимаемыми мерами борьбы с коронавирусной инфекцией и введением ограничений в регионах в течение года.

Ожидаемый объем ввода в 2021 году составит около 400 тыс. м2, так как с 2020 на 2021 год был перенесен ввод ряда объектов. Из них 100 тыс. м2 заявлено к открытию в городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек (таких как Грозный, Тамбов, Нефтеюганск). Около 50% торговых площадей, заявленных к открытию в 2021 году, расположены в Приволжском федеральном округе. Нижнекамск, Киров и Пермь имеют низкую обеспеченность качественным предложением, в Нижнем Новгороде последний крупный ТЦ был открыт 6 лет назад.

По данным CBRE, наибольшим потенциалом для строительства торговой недвижимости обладают города с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек. Для таких городов характерен дефицит качественного предложения торговых объектов и относительно высокий уровень доходов населения. Как правило, это вторые и третьи по численности населения города после административного центра, а также города, расположенные на Севере и Дальнем Востоке.

До 2019 года доля городов с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек в общем объеме строительства не превышала 15%, однако на протяжении последних 2 лет наблюдается растущий интерес девелоперов к этим городам: их доля в общем объеме по итогам 2021 года может достигнуть 25%.

Значительного увеличения объема свободных площадей в качественных объектах с современной концепцией по-прежнему не ожидается: собственники заинтересованы в сохранении арендаторов в условиях низкого спроса, а ретейлеры, в свою очередь, в удачных локациях в качественных объектах.

В связи с пандемией объем продаж одежды и обуви в России сократился на 25%. Тем не менее ряд ретейлеров открыл новые магазины в 2020 году и анонсировал планы по развитию на 2021 год. Федеральная сеть off-price-магазинов Familia в 2020 году открыла 32 новых магазина, из них 19 во втором полугодии. Торговые пространства компании впервые появились во Пскове, Кургане, Волжском, Кингисеппе, Волхове, а также Омске. В 2021 году Familia планирует открыть около 60 магазинов — как в городах присутствия, так и на новых для себя территориях.

Melon Fashion Group за 2020 год открыла 72 новых магазина. В планах на 2021 год для всех марок Melon Fashion Group — открытия магазинов в новой концепции (при этом befree запустит большеформатные магазины площадью 1 тыс. м2) и продолжение политики релокации на более привлекательные места в торговых центрах.

При этом реальные располагаемые доходы населения снизились по итогам 2020 года на 3–5%, что стало самым сильным за последние годы падением показателя. После незначительной положительной динамики в 2018–2019 годах уровень доходов вновь находится в отрицательной плоскости. Восстановление реальных располагаемых доходов населения к докризисному уровню ожидается к 2022 году.


К списку новостей