Ученые СПбГУ определили психотипы тех, кто становится жертвами мошенников

24 Октября 2023

Психологи и социологи СПбГУ изучили влияние эстетических факторов на доверие потребителей финансовых товаров и услуг.

Ученые выяснили, что потенциальные жертвы мошенников, как правило, с большей вероятностью верят физически привлекательным людям. Результаты исследования опубликованы в научном журнале социологических и маркетинговых исследований «Телескоп», сообщает пресс-служба СПбГУ.

Исследование ученых СПбГУ показало, что внешне привлекательным финансовым мошенникам жертвы поддаются независимо от своего возраста, пола, рода занятий, личного дохода и места проживания. Наиболее показательными факторами в контексте доверия привлекательным личностям являются психотип человека и его способность критически мыслить.

В рамках исследования ученые СПбГУ определили несколько типов поведения людей, которые отражают их способность противостоять обману и манипуляциям. Наиболее подвержены воздействию мошенников финансовые потребители с доверчивым поведением, а также склонные основываться на первом впечатлении. Принадлежащие к этим психотипам люди не проводят достаточный анализ ситуации и не распознают ловушки мошенников. К менее восприимчивым социологи относят людей тревожного типа поведения, при котором степень доверия зависит от эмоционального состояния, а также людей недоверчивого типа, которые проявляют склонность проверять информацию и чаще обращают внимание на признаки манипуляции.

Тип рационального поведения человека считается наименее опасным при оценке влияния внешней привлекательности мошенников. Люди рационального психотипа уверены в своих способностях анализировать ситуацию и распознавать мошенника, они обращают внимание на детали в жестах, одежде и речи собеседника. Они способны к критическому мышлению по отношению к используемым аргументам, психологическим приемам и могут распознавать ловушки мошенников, а значит, наименее подвержены риску быть обманутыми.

Не менее важный фактор в воздействии внешности мошенников на потенциальных жертв — это наличие экономического образования. Финансово грамотные люди, склонные к критическому мышлению и анализу, внимательные к языку тела и жестам собеседника, менее подвержены манипулятивным воздействиям. Они способны проявлять осторожность при принятии финансовых решений и проверять информацию перед тем, как довериться кому-либо.

Самыми популярными методами манипуляции со стороны мошенников были определены подделка документов, в том числе удостоверяющих личность, которые позволяют им, например, представляться сотрудниками полиции, страховой компании или банка. Мошенники используют костюмы, грим, меняют прически и одежду с целью создать определенный образ и произвести нужное для обмана впечатление. Чтобы расположить к себе собеседника, активно используют язык тела, жесты и взгляды, улыбаются и создают необходимое настроение. Все это вводит в заблуждение потребителей финансовых услуг и товаров и создает условия, в которых они готовы отдать свои деньги или предоставить персональные данные.

В дальнейших исследованиях ученые СПбГУ планируют более детально изучить доминирующие психологические рычаги воздействия со стороны финансовых мошенников. В перспективе это поможет разработать эффективные меры профилактики мошенничества, повысить уровень осведомленности населения о финансовых преступлениях, а также подготовить потенциальных жертв к распознаванию и противодействию манипуляциям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

Читать наши новости можно в наших каналах:

Выбирайте удобный для себя формат и подписывайтесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня