Компании-перевозчики страдают от нехватки законов, регулирующих сферу междугородних и международных автобусных перевозок. Об этом участники отрасли поговорили на круглом столе «Проблемные вопросы создания и функционирования автовокзалов (автостанций, остановочных пунктов). Системы управления автовокзалами и системы продаж», который прошел в рамках форума SmartTRANSPORT 2021.
Как рассказал президент ассоциации «Единая Транспортная Система» Автобусные Линии Страны» и президент ассоциации «Развитие автовокзалов страны» Борис Лоран, уже несколько лет российские власти не могут принять четыре закона, которые устранят огромную серую зону в перевозках, связанную с агрегаторами. Среди повисших законов, которые «полируются» минимум 2 года, содержатся нормативы для агрегаторов и для попутчиков.
Борис Лоран показал собравшимся список из 40 сайтов, которые позволяют недобросовестным перевозчикам находить клиентов вне контролируемого и легального поля. Среди самых известных сайтов оказались и «Яндекс», и сервис «Едем.РФ», и сервис попутчиков BlaBlaCar. Такие агрегаторы отняли серьезную долю в продаже билетов у автовокзалов, но при этом для них не действуют те же правила.
У перевозчиков они отнимают пассажиров в пользу псевдозаказных автобусов, которые могут не соблюдать длинный список требований, предъявляемый к легальным перевозчикам. Таким образом, возникла ситуация, когда цифровизация обогнала законотворчество. «Хотелось бы работать на основании законов, а не на честном слове», — заметил Борис Лоран. Присутствовавшие на круглом столе представители BlaBlaCar заметили, что с 2019 года сами выступают за появление официального регулирования и призвали других игроков отрасли сотрудничать.
Начальник управления эксплуатации и развития автобусных вокзалов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Роман Трофимов рассказал, что петербургские власти поддержат перевозчиков и в следующем году проведут рекламную кампанию, объясняющую преимущества перемещения на легальных перевозчиках.
Ропот в зале вызвало выступление Евгения Устюгова, директора компании «Артмарк», которая предоставляет перевозчикам цифровые сервисы. Он призвал перевозчиков объединиться перед лицом агрегаторов в единую экосистему, которая снаружи будет выглядеть как большое транспортное предприятие. Устюгов также пообещал решить все цифровые вопросы любого перевозчика, который к нему обратится и поддержит эту идею.
Немало вопросов возникло у перевозчиков к Арсену Мартиросянцу, начальнику управления пассажирских перевозок ФБУ «Росавтотранс». Он анонсировал новые правила и электронные сервисы для перевозчиков и автовокзалов, призвав перевозчиков обращаться с предложениями, идеями и вопросами к государству.