Данные о том, сколько зарабатывает в России крупнейший сервис бронирования отелей Booking.com, впервые стали известны в ходе судебного разбирательства с ФАС.
Крупнейшей сервис по бронированию отелей и средств размещения Booking.com в 2018 году заработал в России 11,3 млрд руб. Это выяснилось из полного текста решения Арбитражного суда Москвы, вынесенного по судебному разбирательству между Федеральной антимонопольной службой и Booking.com. В рамках этого дела сервис пытался оспорить вынесенный ему оборотный штраф в 1,3 млрд руб., но суд встал на сторону ФАС.
Данные о своей выручке в России Booking.com раскрыл впервые. Сведения о доходах в рамках разбирательства с ФАС о злоупотреблении доминирующим положением на российском рынке предоставила сама компания, об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства. Эти данные были использованы для расчета штрафа за нарушение.
В России у Booking.com есть собственное юрлицо, ООО «Букинг.ком Русиа», но оно, как указано в его отчетности, осуществляет только маркетинговые услуги и оказывает поддержку нидерландской Booking.com B.V. при онлайн-бронировании на территории России. В 2018 году выручка по РСБУ этого юрлица составила 737,6 млн руб. Основной доход от работы в России получает напрямую нидерландская Booking.com B.V.
Поскольку дело было заведено в 2019 году, ведомство при расчете исходило из сведений о выручке Booking.com за 2018 год. Размер штрафа был увеличен из-за двух отягчающих обстоятельств: нарушение длилось более одного года и продолжалось, несмотря на требование ФАС прекратить противоправные действия.
Головная компания сервиса Booking.com — зарегистрированная в США и торгующаяся на Нью-Йорской фондовой бирже Booking Holdings — в своей отчетности не раскрывает данные о доходах в отдельных странах за исключением США и Нидерландов.
Основную часть доходов Booking Holdings получает в виде комиссии от агентской деятельности: их платили отели и другие поставщики туристических услуг за бронирования путешествий через принадлежащие холдингу платформы. Агентские вознаграждения принесли Booking Holdings в 2018 году около 72% всей годовой выручки, или $ 10,4 млрд. Практически весь агентский доход холдинг получает от бронирования жилья через сервис Booking.com, указано в отчетности головной компании.
Помимо этого, Booking Holdings получает доходы от продаж — они складываются из сумм, которые компания получает непосредственно от путешественников во время бронирования жилья или аренды автомобиля за вычетом того, что причитается поставщикам туристических услуг (в 2018 году — $ 2,9 млрд). Зарабатывает холдинг и на рекламе (в основном через платформу Kayak) — в 2018 году она принесла около $ 1 млрд.
Средний размер комиссии на глобальном уровне у Booking.com составляет 15%, отель платит ее только в том случае, если клиент заехал и оплатил бронирование. Исходя из среднего размера комиссии и суммы выручки, можно сделать вывод, что в 2018 году через Booking.com российскими туристами было забронировано жилье примерно на 75,3 млрд руб.