"Росатом" может в ближайшее время стать совладельцем Балтийского завода
«Росатом» может получить 51% в Балтийском заводе, а 49% акций останутся у ОСК.
О том, что владелец Балтийского завода, АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) до конца года может передать часть акций предприятия госкорпорации «Росатом», сообщил ИАА «Портньюс».
По данным издания, «Росатом» может получить 51% в Балтийском заводе, а 49% акций останутся у ОСК. Соответствующее постановление может появиться уже на следующей неделе.
Одновременно могут пройти кадровые перестановки и в ОСК, и на Балтийском заводе, полагают источники ИАА «Портньюс». Балтзавод, подконтрольный Росатому, может возглавить нынешний директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам «Атомэнергомаша» Владимир Аптекарев. До конца года гендиректором ОСК может стать замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова. Алексей Рахманов, который возглавляет ОСК с 2014 года, может перейти в АО «Атомэнергомаш».
Балтзавод, основанный в 1856 году, строит суда ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками и атомные плавучие энергоблоки. Сейчас на предприятии по заказу ФГУП «Атомфлот» строятся три ледокола проекта 22220 под названием «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Введены в эксплуатация головной ледокол проекта «Арктика» и первый ледокол серии — «Сибирь». Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России. Росатом планировал расширить линейку атомных ледоколов проекта 22220 двумя новыми судами (5-м и 6-м серийными ледоколами).
Отраслевые эксперты полагают, что принятое решение об изменении структуры собственников Балтзавода пойдет предприятию только на пользу. «Предприятие можно вывести из убытков в течение года, если во главе наконец появится эффективный менеджмент, который действительно будет планировать работу предприятия», — уверен один из собеседников «Нового проспекта».
Кроме того, Балтзаводу необходима небольшая модернизация, а вовсе не та, о которой говорит руководство ОСК. Нужно модернизировать корпусозаготовительное производство, для чего может потребоваться 4-6 млрд рублей, считает эксперт. По его словам, эта сумма равна убыткам, которые сейчас генерирует Балтийский завод.
Между тем, компания не раскрывает свои финансовые показатели за 2021 год. По СПАРК, в 2020 году выручка составляла 18,9 млрд рублей, убыток — 7,8 млрд рублей.
Собственно, почти все верфи ОСК на Северо-Западе работают с убытком. Это, в частности, Северная верфь (за 2021 год выручка составил 31,3 млрд рублей, убыток — 3 млрд рублей), Выборгский судостроительный завод (выручка — 7,5 млрд рублей, убыток — 2 млрд рублей). «Адмиралтейские верфи» завершили прошлый год с прибылью, однако она сократилась почти в шесть раз до 600 млн рублей. Прибыль завода составила 39 млрд рублей.
По-настоящему устойчивым предприятием ОСК можно назвать лишь «Севмаш» из Архангельской области, считает собеседник «Нового проспекта». В прошлом году выручка предприятия составила 127 млрд рублей, чистая прибыль — 3,8 млрд рублей. Успешную работу «Севмаша» связывают с несколькими причинами. «Первая — предприятием управляет действительно талантливый менеджмент. Второе — у руководства компании есть прямые выходы на первые лица страны, поскольку «Севмаш» выпускает стратегически важную продукцию», — знает представитель отрасли. Третья причина заключается в том, что у компании выгодные условия для исполнения контрактов. «Заказчик закладывает «Севмашу» достаточно высокую рентабельность проектов — более 20%», — поясняет собеседник «Нового проспекта».
С 1939 года на «Севмаше» построено 45 надводных кораблей, 172 подводных лодок, из них 132 — с ядерной энергетической установкой.
Екатерина Фомичева