Последние семь лет бизнес в Петербурге открывает только маленькие торговые центры
Последние семь лет рынок торговой недвижимости Петербурга пополняли только торговые центры районного и окружного формата.
В Петербурге в последние годы со стороны девелоперов наблюдается повышенный интерес к небольшим торговым центрам районного или окружного формата. Как посчитали аналитики Nikoliers, с 2017 года в городе не открылось ни одного классического молла, арендопригодная площадь которого превышала бы 18 тыс. м2.
Последним открытым в Петербурге торговым центром суперрегионального масштаба был «Охта Молл» (GLA 78 тыс. м2), открывшийся в 2016 году. С тех пор в городе открывались только небольшие ТЦ, средняя площадь которых составляет 10, 35 тыс. м2
К торговым центрам районного формата можно отнести объекты с GLA до 10 тыс. м2: с 2017 года в Петербурге, в частности, были открыты «Ладожские ряды», «Парнас Сити», «Солнечный», «Спутник». «Окружные» торговые центры включают в себя объекты с арендопригодной площадью от 10 тыс. до 25 тыс. м2. В их числе Green Park, «Прометей» и «Экопарк», который стал самым крупным классическим торговым центром за последние семь лет — арендопригодная площадь первой очереди составляет 18 тыс. м2. После открытия второй очереди в 2024 году GLA ТЦ «Экопарк» возрастёт до 23,6 тыс. м2.
В 2024 году в Петербурге помимо второй очереди «Экопарка» ожидается открытие двух торговых центров районного формата (ТЦ в Колпино и ТЦ «Лунапарк») и двух объектов окружного формата (ТЦ «Небо» и ТЦ «Парк Молл»). Общая арендопригодная площадь пяти объектов достигает 81,7 тыс. м2, что является рекордным значением по приросту площадей классических моллов с 2016 года.
При этом нужно отметить, что за последние семь лет в городе также было открыто пять специализированных торговых центров, в том числе мебельные центры —"Богатырь» (GLA 40,2 тыс. 2) и «Кубатура» (GLA 110 тыс. м2) и «МÖБЕЛЬБУРГ» (17 тыс. м2).
Как отмечают эксперты Nikoliers, тенденция к запуску торговых центров районного и окружного форматов наблюдается по всей России. Так, средняя площадь введенных в 2023 году торговых объектов в Москве составила 12,7 тыс. м2. В 2024 году в России к открытию также заявлены только сравнительно небольшие торговые центры, площадь которых не превышает 50 тыс. м2.
Второй тренд на рынке торговой недвижимости не только Петербурга, но и всех России — значительное снижение объёма ввода новых объектов. Это связано, с одной стороны, с высокой стоимостью заемного финансирования, а с другой — «зрелостью» рынка: активность девелоперов и собственников ТЦ смещается к обновлению, реконцепции существующих объектов и реализации небольших и нишевых проектов.