
За первую неделю кампании за отмену законов об иностранных агентах, которую инициировали правозащитники «ОВД-Инфо», петицию подписали 130 тыс. человек. А к списку подписантов-институций добавилось 70 новых СМИ, НКО и проектов.
«Теперь это петиция от имени 225 организаций. Спасибо!», — пишут инициаторы петиции. Их следующая цель — набрать 150 тыс. подписей. Обращение адресованное Государственной Думе, Совету Федерации и Уполномоченному по правам человека, было опубликовано в 12:30 14 сентября. На старте петицию поддержали 155 НКО, СМИ, гражданских и просветительских проектов, включая «Новый проспект».
После выборов инициаторы воззвания вернулись к активному сбору подписей. «Наш анализ динамики нашей петиции и других кампаний на Change.org показывает, что за следующие недели мы можем собрать еще от 200 до 350 тысяч подписей. Это непросто, но реалистично. Наша промежуточная цель — 430 тысяч подписей к 6 октября», — подчеркивают они.
Петиция уже стала актом солидарности журналистского и благотворительного сообществ. Это заметили и общество, и власть.
Сегодня стало известно, что Совет Федерации по итогам прошедших выборов проведет мониторинг правоприменительной практики закона об иноагентах и готов внести в него изменения или уточнения. Об этом заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. «Совфед по итогам выборной кампании проведет мониторинг правоприменительной практики (закона — ред.), и если в чем-то двойное трактование или неправильное применение, и нужно будет уточнить закон, мы готовы его уточнить», — сказала Матвиенко журналистам в среду.
Вместе с тем она отметила, что «речи об отмене вообще закона об иноагентах не идет».
Тем временем, член московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Александр Ионов, из-за которого статуса иноагента удостоилось издание «Медуза», требует признать иностранным агентом независимое издание The Bell. Вероятно, активист торопится успеть, пока под давлением общественности законодательство об иноагентах не смягчили.
«С начала 2021 года Минюст России внес в реестр так называемых иностранных агентов 6 СМИ, 20 журналистов и 7 НКО. Мы оцениваем происходящее как акт государственного давления на СМИ и общественные организации. И само законодательство, и сложившаяся правоприменительная практика направлены на ослабление институтов гражданского общества. Законодательство об «иноагентах» — откровенно дискриминационное и неправовое: оно противоречит Конституции России и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», — говорится в петиции.
* 29 сентября 2021 года включен Минюстом в реестр иностранных агентов