Петербург пришла яхта «Петр I». В следующем году она собирается установить пять мировых рекордов
Новый проспект
Актуально сегодня

Петербург пришла яхта «Петр I». В следующем году она собирается установить пять мировых рекордов

Прочитано: 804
На набережной Лейтенанта Шмидта пришвартовалась яхта, аналогов которой в мире нет. Ее стихия — льды. За штурвалом — один из лучших на планете полярных капитанов.
Яхта «Петр I» с петербургской пропиской пришла в родной город впервые за пять лет и пришвартовалась у набережной Лейтенанта Шмидта. Меньше недели подготовительных работ и ее ждет переход в Нарьян-Мар, где команда совершит несколько экспедиций к Новой Земле. В августе она с учеными ботанического института РАН имени Крылова на борту пойдет к отдаленным островам Карского моря, пишет «Фонтанка».

До пандемии яхта в основном швартовалась в европейских портах, а экспедиции были на Шпицберген, в Западную Гренландию и Антарктиду. Карантин вынудил команду посмотреть в другом направлении и весь сезон 2020 года «Петр I» ходил только по отечественным высоким широтам.

На зимовку встали в Калининграде, но толком ничего сделать не смогли, разве что покрасили. Огромный порт оказался практически не приспособлен для ремонта. Ни тебе яхтенных магазинов, ни оборудования. Надежда на приличные условия в Петербурге тоже не оправдалась. За последние два года в городе закрыли несколько яхт-клубов, а те, что остались, либо забиты до отказа, либо не подходят под габариты «Петра I». «Я раньше устраивал регаты и приводил сюда иностранных яхтсменов. Боюсь представить, что бы они сейчас сказали. Это позор, а не морская столица», — возмущается Гаврилов.

Стоянка в центре Петербурга вынужденная, но краткосрочная. Уже ночью 21 мая яхта уйдет в Уткину заводь, потому что швартовка с берегом Васильевского острова удовольствие откровенно дорогое — сутки стоянки обходятся более чем в шесть тысяч рублей. Это траты, чтобы иметь возможность показать яхту детям, — его компания RUSARC развивает молодежное направление, пытается привить любовь к морю и парусам подрастающему поколению. У Гаврилова есть дети. Двухлетний малыш присоединится к плаванию на Новую Землю.

Яхта «Петр I» была построена в 1992 году и тогда называлась «Магнитка». Она появилась благодаря шальной идеи студентов Магнитогорского горно-металлургического института. Им очень хотелось поучаствовать в регате Grand Regatta Columbus'92 в честь открытия Америки. Проект купили в Петербурге, но он был разработан для лодок из алюминия. Магнитогорцы строили из того, что было, и яхта стала стальной. Океан она пересекла, но потом дальше Балтики не выбиралась. В 2009 году ее купил Гаврилов, сообщает «Фонтанка».

На море и с морем он с детства. Отец Даниила Юрий Гаврилов яхтсмен и гидрометеоролог. В 1998 году на яхте «Апостол Андрей» вместе с капитаном Николаем Литау он прошел Северный морской путь. Экспедиция оказалось сложной, пять недель судно было сковано льдами, пришлось оставаться на зимовку в Тикси. Но первая кругосветка в этих широтах на яхте — за «Апостолом Андреем».

«Петр I» с момента покупки Гавриловым преобразился. Яхта стала длиннее примерно на 2,5 метра, внутри тоже все было переделано. «Убрали все, отпескоструили. А потом на 30-градусном морозе в Питере выгребали с нее 12 тонн песка. То еще развлечение», — вспоминает капитан.

Готовили яхту к тому, что не удалось «Апостолу Андрею» — пройти вокруг Северного полюса за один сезон и без ледокола. По сути это была гонка, в 2010 году в ней участвовали несколько команд из разных стран. «Петр I» пришел раньше всех, обогнав норвежцев на 12 часов. На счет петербургской яхты было записано мировое первенство в подобном переходе, оно же стало мировым рекордом.

На вопрос, зачем вообще это было надо, Гаврилов отвечает коротким «это классно», но показалось, что какие-то истинные причины подобного безумства он захотел оставить при себе. Отмечает, что плавание на яхте в высоких широтах это действительно опасно — 70 процентов поверхности воды покрыто крепким льдом и среди него надо найти дорожку и не угодить в плен. На самом сложном участке Даниилу помогал отец. «Без его опыта мы бы не справились», — признает капитан, которому на момент кругосветки было 25 лет.

Рвение бить рекорды Гаврилова не оставило. Запланирован на 2022 год и не состоялся в этом из-за пандемии переход вокруг Арктики и Антарктики. Но на этот раз путь ему предстоит проделать в одиночку и без заходов в порты. Цель — преодолеть маршрут за полгода, а это сразу пять мировых рекордов, подобного никто никогда не делал. Пока проблема в канадцах — даже одинокого яхтсмена, который вообще не планирует швартоваться, пустить в свои территориальные воды они не готовы. Гаврилов готовит лодку — карбоновый гоночный парусный болид класса Imoca 60. Его команда в Петербурге разработала собственный опреснитель воды, а специальные компьютерные программы учат судно возвращаться за капитаном, если он вдруг вывалился за борт.

Компания RUSARC появилась сразу после возвращения команды «Петра I» из первой арктической кругосветки. Под ее именем в России проходила экологическая парусная регата «80-я параллель» по маршруту из Петербурга через Архангельск к берегам Земли Франца-Иосифа. Экологичность заключалась в сборе мусора, вывозили его с берегов практически тоннами. Проходила регата несколько лет, но каждый раз для каждого иностранного судна требовалось разрешение войти в российские воды на уровне правительства страны. Бюрократические проволочки вынудили команду развивать арктический туризм за пределами России.

Команда Гаврилова берет на борт не только туристов, но и ученых. В северных широтах на его яхте бриологи собирали мхи и лишайники, образцы раскладывали прямо в салоне яхты, сушили в специальном шкафу. Морские биологи при поддержке RUSARC в Индийском океане изучали планктон, вылавливая его на глубине в полтора километра.

«Нашли какого-то «зверя», который оказался им незнаком. Сейчас описывают и спрашивают у коллег иностранцев, может кто опознает. Если окажется, что находка уникальная, обещали назвать моим именем. А что, «Планктон Гаврилова», звучит. А на севере ученые нашли какую-то особенную плесень. Тоже шутили, что назовут в мою честь», — смеясь делится капитан.

Свою команду Гаврилов называет в стране самой профессиональной, а конкурентов видит не в организациях, которые возят туристов на яхтах, а в крупных круизных компаниях. «Экспедиции в Арктику это дорого и многие идут как бы по нашему следу, но делают это бестолково», — нескромно рассказывает капитан. На все вопросы о том, бывали ли у них случаи, когда не хватало запасов, возникали технические сложности или были проблемы с командой, он отвечает однозначно: поход не получился, значит, сходи на берег и сдавай морские права. У него в штате не только моряки, но и гидрометеорологи, психологи, юристы. Любой поход управляется в том числе с берега.

Главным человеком на судне капитан (после себя, конечно) считает шефа. Его задача не просто накормить команду, но и создать, и поддерживать общее настроение. Повар заботится и о вкусе, и о разнообразии, и о подаче. «Фонтанке» шеф Александр Толчев рассказал, как в одной из экспедиций подавал оленину с можжевельником и клюквенным соусом. Способности повара оценил и Артемий Лебедев, который провел с командой несколько месяцев в Индийском океане. «Короче, питаемся мы три раза в день абсолютно неприлично вкусно и разнообразно. Думаю, что на лодке такого размера так вкусно вообще не едят», — делился впечатлениями дизайнер.

«Мы это дело очень любим. Обязательно откроем ресторан», — расхваливая способности шефа поделился планами Гаврилов.

Экспедиции на Новую Землю капитан называет востребованными. Говорит, что такого дикого севера, как в России, нигде нет. Кроме ощущения «вот я, вот морские котики и больше никого» есть и проблемы. Ни тебе портового обслуживания, ни приличной медицины, ничего. Так родилась идея открыть свою арктическую станцию, воспользовавшись государственной программой «Арктический гектар». По замыслу, она станет базой для ученых и мореходов, которых занесло на Северный морской путь.

Еще одна задумка Гаврилова — электрическая яхта. Детали этого экологического проекта он держит в секрете, но признает, что работать она будет за пределами России. Лодка создается для обслуживания порта, но продумывается и возможность один раз преодолеть несколько тысяч морских миль — чтобы добраться до рабочего места.

Есть и совместные с Российским географическим обществом проекты: корабль «Надежда» станет фактически госпиталем. Его оборудуют медицинским комплексом и отправят курсировать в арктических регионах. Для трансатлантических переходов от Антарктики к Арктике есть план создать «Плавучий университет», студентов и ученых будут брать на борт в приоритетном порядке и на безвозмездной основе.
Нынешний флот RUSARC — «Петр I», стальная яхта AURORA (сейчас она на Дальнем Востоке) и, недавнее приобретение, двухмачтовая шхуна Amazone.

Парусник был построен голландским судостроителем Оливером Ван Меером для дальних экспедиций в полярных широтах. Долгое время в Северном море он был рыболовецким судном. В 1993 году из него сделали парусную шхуну, по сути построили заново. Теперь же его ждут экспедиции, ориентировочно 24 мая парусник пришвартуется у набережной Лейтенанта Шмидта и через три дня уйдет в Нарьян-Мар. Таких лодок в России, вместе с Amazone, всего три.

«У меня три лодки, а дома нет», — с улыбкой рассказывает капитан. Сейчас его супруга живет в съемной квартире с видом на мужнину яхту, но вскоре переселится на лодку. Она его давняя спутница в морских переходах, пора приучаться и сыну. Гаврилов проводит в море по восемь месяцев в году и скучает по нему на суше.
Петр-1 яхта СПб
Другие статьи автора Читайте также по теме
В Пушкине на территории около 200 га построят университетский городок примерно на 25 тыс. учащихся. Сюда переедут все основные факультеты СПбГУ. Первые три очереди комплекса должны возвести уже к 2030 году.
29.04.2022
Несколько сотен преподавателей, профессоров и выпускников Санкт-Петербургского Государственного университета обратились к президенту России Владимиру Путину со словами поддержки.

05.03.2022
Новый руководитель Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе Анна Шумейко рассказала «Новому проспекту», чем яхтинг за рубежом отличается от российского, как государство должно помогать яхтсменам и как развитие туризма в регионе может привести людей в яхт-клубы.

OBI закрыла сделку по продаже российского бизнеса за один евро
30.07.2022
В России около 1,2 млн пенсионеров получат социальные региональные доплаты
30.07.2022
В Швеции предупредили о возможных отключениях электричества зимой
30.07.2022
В России создали уникальный прибор для ориентации в космосе
30.07.2022
Бывшая британская «дочка» «Газпрома» сменила название
30.07.2022
Турция резко увеличила экспорт товаров в Россию на фоне санкций
30.07.2022
Факелы Ростральных колонн дважды зажгут в честь Дня ВМФ в Петербурге
30.07.2022
Папа Франциск допустил отречение от престола из-за проблем со здоровьем
30.07.2022
Илон Маск подал встречный иск к Twitter
30.07.2022
ФНС планирует автоматизировать возмещение НДС при экспорте в ЕАЭС
30.07.2022
Завершена разработка новой морской доктрины России
30.07.2022
Еврокомиссия: полного запрета на выдачу виз ЕС россиянам быть не может
30.07.2022
Минцифры анонсировало эксперимент по допуску пассажиров к полетам по биометрии
30.07.2022
ЦБ готовится к прекращению биржевых торгов долларом
30.07.2022
"Газпром": турбину "Северного потока" поставили из Канады в ФРГ в нарушение контракта
30.07.2022
Группа "Тату" воссоединится для выступления на шоу в Минске
30.07.2022
В российских поликлиниках начала заканчиваться вакцина "Спутник Лайт"
30.07.2022
Боррель заявил о снижении в два раза доли российского газа в закупках ЕС
30.07.2022
Блинкен не планирует встречаться с Лавровым в Камбодже, сообщили в Госдепе
30.07.2022
Пентагон заключил контракт на 3,3 миллиарда долларов на разработку ПВО
30.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки