Опрос: за пять лет россияне сократили свое участие в благотворительности на 11%
За последние пять лет доля тех, кто хотя бы раз в году участвует в любом формате благотворительности, снизилась на 11%. Таковы результаты исследования фонда «Нужна помощь» (1 марта 2024 года признан иностранным агентом).
Фонд «Нужна помощь» опубликовал результаты очередного ежегодного мониторинга участия россиян в благотворительности. Первый такой опрос фонд провел еще в 2017 году, поэтому теперь решил подвести итоги пятилетки. Как оказалось, в 2021 году россияне участвовали в благотворительности не так охотно, как в 2017-м, — за пять лет число жертвователей сократилось с 92% до 81%. Причем сюда входит любая помощь — от единоразовой уличной милостыни до перечисления фондам. Но и после конкретизации вопросов тенденция сохраняется. В 2017 году профессиональным благотворительным организациям жертвовали 86% опрошенных, а в 2021-м — уже 75%, сообщает «Коммерсант».
Также россияне стали реже использовать «альтернативную благотворительность» (милостыня, передача денег напрямую) — в 2021 году таких стало 68%, то есть на 12% меньше, чем пять лет назад. В частности, доля тех, кто подает милостыню, сократилась существенно — с 75% в 2017 году до 59% в 2021 году.
Тем не менее в фонде отметили, что размеры пожертвований значительно выросли по сравнению с прошлым годом (в 2017 году этого вопроса не было).
Так, в 2021 году общая среднегодовая сумма пожертвований выросла до 5,5 тыс. руб. от одного человека — по сравнению с 2,9 тыс. руб. в 2020 году. А в Москве размер среднегодового пожертвования составил 11,3 тыс. руб. (в 2020 году — 5,1 тыс. руб.). Доноры по-прежнему чаще всего поддерживают детей (тяжелобольных, сирот), бездомных животных, а также оказывают помощь малоимущим, детским домам и домам престарелых, указывают авторы исследования.
Как и пять лет назад, наиболее массовыми способами остаются отправка СМС на короткий номер, пожертвование денег в ящики в общественных местах и «нефинансовая помощь». Тем не менее эти практики с каждым годом используются реже. Согласно результатам исследования, растет частота переводов через интернет — с 24,6% в 2017 году до 28,5% в 2021 году. Только для 13% опрошенных поддержка профессиональных «благотворителей» была ежемесячным событием.
Россияне стали больше доверять некоммерческим организациям. В 2021 году только 39% респондентов отметили, что недоверие к фондам является для них барьером к совершению пожертвований — это на 10% меньше, чем в 2017 году.
Исследование проходило в формате онлайн-опроса людей 18-60 лет из городов-стотысячников; в исследовании участвовали 1,2 тыс. человек. Фонд проводил мониторинг совместно с компанией Tiburon Research, которая занимается исследованиями интернет-аудитории.
Ранее сообщалось, что товары для благотворительности освободят от НДС.