Опрос: треть россиян потеряла доступ к привычным ресурсам в Интернете, а каждый четвёртый использует VPN
32% россиян столкнулись в последний месяц с невозможностью получать доступ к привычным цифровым сервисам.
Об этом 8 апреля сообщает «Левада-центр"* (НКО включено в реестр Минюста с организациями «выполняющими функции иностранного агента»). 13% сталкиваются с проблемами доступа к сервисам музыки, кино о соцсетям регулярно, ещё 19% сталкивались с такими проблемами «несколько раз». В возрастной группе 18-24 года с этими трудностями столкнулся в марте 61% респондентов.
Фото — levada.ru*
При этом каждый четвёртый гражданин РФ (23%) используют VPN сервисы для доступа к интернет-ресурсам. Каждый десятый россиянин (10%) делает это регулярно. 13% пользуются VPN «иногда». В возрастной группе 25-39 лет данные сервисы применяют 34% граждан, в группе 40-54 года — 26%, в группе 55 лет и старше — 6%. В середине марта телеком-эксперты констатировали резкий рост популярности VPN-сервисов, которые позволяют обходить блокировки. Об этом в интервью «Новому Проспекту» говорил IT-эксперт и преподаватель Свободного университета Александр Исавнин. «По VPN рост за эти дни составил 600%. И 2000% прирост у тех приложений, которые можно назвать «специальный VPN». У тех, которые в своё время были сделаны для Китая, которые маскируются. То есть обычный VPN скрывает, что ты делаешь, но оператор связи, РКН видит, что ты что-то скрываешь, трафик VPN виден. Но есть несколько сервисов, которые скрывают то, что ты что-то скрываешь. Твои активности прячут под видом обращений к обычным сайтам и прочему. Это ровно те сервисы, которые выросли на миллионы процентов в Белоруссии, когда там началась серьёзная фильтрация. И у нас пока нельзя запретить VPN как технологию. Не криминализовано её использование», — отмечал Исавнин.
Фото — levada.ru*
Ежедневно выходят в интернет 68% собеседников независимой от государства службы социологии. Тем не менее для большинства граждан РФ (70%) основным источником информации остается телевидение.
«Среди мессенджеров наибольший рост пользователей отмечается у Telegram (8% в апреле 2018 года, 21% в марте 2021 года, 37% в марте 2022 года) и WhatsApp (36% в апреле 2018 года, 64% в марте 2021 года, 66% в марте 2022 года). У других самых популярных приложений для звонков и обмена сообщениями наблюдается спад», — отмечают социологи.
В «топ-3» соцсетей по популярности среди респондентов вошли: ВКонтакте (65%), YouTube (46%) и Одноклассники (40%). Наиболее значительный рост по числу пользователей показали ВКонтакте (рост на 21% по сравнению с мартом 2021 года), TikTok (на 18%, более чем в два раза) и Одноклассники (на 10%). Instagram и Facebook используют 23% (в марте 2021 года — 34%) и 6% (в марте 2021 года — 10%) респондентов соответственно.
Продукты Марка Цукерберга были заблокированы в России после начала спецоперации ВС РФ на Украине, а 21 марта признаны «экстремистскими».
Опрос был проведен 24 — 30 марта 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1632 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью.
* - АНО «Левада-центр» принудительно внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, «выполняющих функции иностранного агента».