Опрос: более 90% российских подростков позитивно оценивают свое будущее
Ученые СПбГУ исследовали потребности и взгляды на будущее подростков страны.
Специалисты Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ совместно со студентами Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ провели масштабное исследование потребностей и взглядов на будущее российских подростков.
Участниками исследования стали не только подростки в возрасте от 14 до 17 лет, но также их родители, педагоги и специалисты, оказывающие профессиональную помощь подросткам, например психологи. Всего в исследовании СПбГУ приняли участие 136 438 подростков из 85 регионов страны.
Опрос показал, что более половины подростков имеют сформированные планы на будущее, а абсолютное большинство оценивает его позитивно: 91% респондентов уверены, что смогут осуществить свои планы. Однако некоторые молодые люди испытывают тревогу в отношении своего будущего.
В планах на будущее у подростков прослеживается стремление к самостоятельности и сепарации, а также получению образования. Так, 57% опрошенных планируют в ближайшие пять лет переехать от родителей, 38% — трудоустроиться.
Кроме этого, специалисты СПбГУ уделили внимание тревогам подростков и взрослых, а также вопросам оказания помощи. Так, например, 80% молодых людей проводят три часа в день и более в интернете — сюда относится общение в социальных сетях, просмотр фильмов и другие подобные варианты досуга. Более семи часов в день на это тратит 20% опрошенных, что вызывает тревогу у большинства взрослых участников опроса. Однако многие подростки используют интернет-сервисы для собственного развития — обучения, творчества и самореализации в профессиональной сфере.
Среди трудностей, которые влияют на общее состояние подростков, следует выделить высокий объем учебной нагрузки. С ним не справляется более 30% учеников, а больше половины подростков сказали, что это снижает их желание учиться.
Негативно повлиять на состояние школьников могут также напряженные отношения с людьми. Так, у большинства респондентов-учеников был по меньшей мере единичный случай конфликта с одноклассниками или учителями. При этом большая часть опрошенных подростков отметили, что никогда не обращались к специалисту за психологической помощью, не ощущая необходимость такой поддержки.