Нелегальный рынок алкоголя в интернете достиг 2,75 млрд рублей
Оборот «теневого» рынка продажи алкоголя в интернете в 2021 году составил 2,75 млрд рублей. Это на 266 млн рублей больше, чем годом ранее.
Оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя оценила компания Group-IB. По ее данным, в 2017 году этот рынок составлял 1,7 млрд рублей, в 2018 году — 2,1 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах — 2,5 млрд рублей. В 2021 году теневой рынок вновь пошел в рост — причиной стали как подросшие цены на алкоголь на 2,46%, так и популярность в период пандемии дистанционных онлайн-покупок.
В уходящем году количество запросов в поисковике Яндекс «купить алкоголь с доставкой» с января по ноябрь превысило 108 тыс. — по сравнению с предыдущим годом рост почти в 2 раза. За последние четыре года из-за масштабных блокировок со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в Интернете, и Роскомнадзора количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза. Если в 2018 году их было около 4 тыс., в 2019 уже 2,5 тыс. ресурсов, в 2020 и 2021 — 2 тыс. сайтов.
На фоне снижения количества сайтов растет аудитория алкомаркетов в соцсетях и мессенджерах. Существует около 300 различный групп и аккаунтов в соцсетях, предлагающих продажу выпивки с доставкой на дом, а также продажу контрафактного алкоголя, сообщает New Retail.
Большая часть продавцов используют популярную схему, предлагая приобрести спиртное в комплекте с подарочными «сладкими букетами» — с фруктами или конфетами. При этом, несмотря на уменьшение количества групп в социальных сетях, число подписчиков возросло в 3,8 раз.