В Петербурге на Avito выставлена на продажу картина Малевича за 450 млн рублей. Эксперты говорят, что подлинник должен стоить в два раза больше
Картину «Супрематизм» кисти Казимира Малевича продают в Петербурге на Avito. Произведение оценено продавцом в 450 млн рублей.
На сайте Avito появилось объявление о продаже в Петербурге картины «Супрематизм» за авторством Казимира Малевича. Цена — 450 млн рублей. Автор приложил фотографии экспертного заключения от Государственной Третьяковской галереи, за подписью заведующей научной экспертизой Лидии Гладковой и ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Марии Валяевой. В них утверждается, что полотно подлинное.
В самом музее «Коммерсанту» сообщили, что там не проводят экспертизы сторонних картин. При этом в документе допущена грубая ошибка — Казимир Малевич назван «художницей».
В то же время в представленном в объявлении экспертном заключении утверждается, что были проведены стилистический, технологический, рентгенографический, химический анализ и сравнительный анализ с эталонными произведениями Малевича из собрания Третьяковской галереи.
««Суперматизм» является подлинной работой К.С. Малевича (1878-1935), созданной в середине 1910-х годов, и имеет несомненное музейное значение», — говорится в документе.
Автор объявления указал, что вещь б/у. Он готов на разумный торг, обмен, бартер на недвижимость.
Журналист связался с автором объявления под видом покупателя. Он уверил, что картина подлинная, и что продажа произойдет только тогда, когда покупатель убедится в этом. По поводу экспертизы владелец заявил, что заключение выдали в нулевые годы и якобы в те годы это было возможно.
«Фонтанка» написала, что «Супрематизм» может оказаться подделкой — на это указывает старая экспертиза и заниженная стоимость. Такое мнение выразили профессиональные оценщики. «Внешне работа похожа на Малевича. Подлинный супрематический Малевич такого размера и этого времени должен стоить от $ 10 млн», — полагает Денис Лукашин, генеральный директор компании «Арт консалтинг». Он также сообщил, что предлагаемая экспертиза за подписью Гладковой и Валяевой «не котируется», так как эти эксперты «выпустили огромное количество документов на неподлинные вещи».
Глава «Арт консалтинга» назвал экспертов, которые, по его мнению, могли в 2003 отличить подлинного Малевича от подделки. Прежде всего это Александра Семеновна Шацких, которая является главным экспертом по Малевичу и главным куратором всех его выставок. «Это человек, с документами которого Малевич становится Малевичем и, соответственно, его признают», — отметил Лукашин. Также авторитетную оценку мог дать Дмитрий Владимирович Сарабьянов — советский и российский искусствовед, специализировавшийся на авангардистах и супрематистах. Еще один специалист по русскому авангарду, Казимиру Малевичу — Татьяна Вадимовна Горячева.
«Если бы документ был подписан этими экспертами, то тогда к нему можно было бы отнестись серьезно. А так — человек выложил за такие деньги, потому что у него у самого есть сомнения, что это Малевич. У него нет точного подтверждения, что это он. Как я сказал, эти документы не котируются», — рассказал Денис Лукашин. Он уточнил, что в случае возникновения сомнений продавцы выкладывают объявления по более низкой стоимости. Также эксперт допустил, что человек, который выставил картину на «Авито», не разбирается в стоимости.
«Любая экспертиза действует 5 лет от момента выдачи. Это общее правило продаж: и для галереи, и для частного лица. Тем более когда речь идет о работе такого уровня», — добавила искусствовед Екатерина Буркова.
Объявление о продаже картины снято с публикации вечером 27 октября.