Итоги года. Иностранцы продолжают уходить

Петербургский завод Nissan перепрофилировали под выпуск автомобилей Lada. Фото: «АвтоВАЗ»
По итогам года из России ушла каждая четвертая компания с иностранным капиталом, которая присутствовала в стране до начала СВО. Петербург за год активнее всего терял иностранных игроков автопрома, пищевой промышленности и рынка недвижимости.
Ущерб петербургской экономике от прекращения или приостановки деятельности ставших недружественными иностранных компаний за 2023 год эксперты еще не подсчитали. Годом ранее он составил 9 млрд рублей, или около 1% от нынешнего объема доходов города. По оценке чиновников Смольного, полностью из города ушли 9% компаний с иностранным участием.
Похожие данные, кстати, еще в январе 2023 года обнародовала команда швейцарских экономистов из институтов IMD и Санкт-Галлена, говоря обо всём российском рынке. По данным экспертов, «хотя бы одну из своих российских дочерних компаний» продали 8,5% из 1,4 тыс. присутствовавших в стране бизнесов из стран ЕС и G7. В 2023 году количество покинувших Россию компаний увеличилось, но не превысит 25-30% от их общего числа.
В 2023 году с рынка Петербурга уходили крупные иностранные представители пивной отрасли, автопроизводители и владельцы торговой недвижимости. «Новый проспект» выбрал наиболее значимые для города сделки купли-продажи иностранных активов в 2023 году.
Вспенили по-нашему
Нидерландская пивоваренная компания Heineken объявила о прекращении экспорта и инвестиций в российские активы еще марте 2022 года, но об окончательном разрыве голландцев с Россией стало известно спустя полтора года, в августе 2023-го.
Heineken продала российский бизнес, включая семь пивоваренных заводов (в том числе и в Петербурге), и почти 20 брендов всего за € 1. Покупателем стала группа «Арнест», ставропольский производитель парфюмерии, косметики и бытовой химии.
Условиями сделки стали отказ от бренда Heineken (теперь предприятия работают под именем «Объединенные пивоварни — холдинг») и обязательство погасить долг российского подразделения в € 100 млн перед головной структурой.
Другой производитель пива, датский пивоваренный концерн Carlsberg, дело до продажи своего российского актива, компании «Балтика», так и не довел. Датчане так же, как их нидерландские коллеги, объявили об уходе из России в марте 2022 года.
В июне 2023 года стало известно, что Carlsberg подписал соглашение о сделке купли-продажи «Балтики» в неопределенные сроки с покупателем, оставшимся неизвестным. А в июне президент России подписал указ о передаче пивоваренной компании во временное управление «Росимуществу».
Президентом «Балтики» назначили Таймураза Боллоева, который руководил компанией в 1991—2004 годах. На данный момент «Балтика» формально по-прежнему принадлежит датчанам, но реально контролировать российскую компанию они не могут.
Перезапуск автоконвейера
В 2023 году появилась определенность в судьбе петербургского автокластера, простаивавшего с 2022 года. В начале февраля завершилась сделка по продаже петербургского автозавода Nissan: 99% долей в ООО «Ниссан Мэнуфекчуринг Рус» за € 1 купил «АвтоВАЗ». Оставшийся 1% по-прежнему в собственности ФГУП «НАМИ», подведомственного Минпромторгу.
В конце июня автозавод официально сменил название на «ЛАДА Санкт-Петербург», а торжественный перезапуск производства состоялся 17 июня в рамках ПМЭФ. Там же представили сошедший с конвейера компактный кроссовер Lada X-Cross 5, созданный в партнерстве с китайским FAW.
С июня по ноябрь завод выпустил около 100 автомобилей, хотя изначально предполагался гораздо больший объем: порядка 10 тыс. штук в 2023 году и 50-70 тыс. штук в 2024 году. В ноябре глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов объяснял промедление санкциями и надеялся на нормализацию работы петербургской площадки в следующем году.
Другой производитель автомобилей, ООО «Тойота Мотор» (петербургский завод японской Toyota) в уходящем году перешел в государственную собственность РФ. Случилось это в марте 2023 года. Завод также передали ФГУП «НАМИ» и дали ему новое юрлицо, ООО «Шушары-Авто». Управлять предприятием предстоит Обуховскому заводу. Последний собирается перепрофилировать бывшую площадку Toyota в Шушарах под производство полноприводного грузового тягача БАЗ-S36A11, а также начать там выпуск электрокаров E-Neva. Предполагается, что первый петербургский БАЗ сойдет с конвейера в 2024 году, а электромобиль — в 2026-м.
И уже под занавес 2023 года стало известно о переходе петербургского завода Hyundai Motor к российскому инвестору. Южнокорейский автоконцерн продает Hyundai Motor Manufacturing Rus за примерно 10 тыс. рублей компании «Арт-Финанс», которая ранее выкупила активы WV в России.
По информации различных СМИ, в структуру сделки войдут две производственные площадки Hyundai в Петербурге — построенный в 2010 году «свой» завод и выкупленный в 2020 году завод GM. По условиям соглашения, у корейцев остается право обратного выкупа петербургских активов в течение 2 лет.
Дым отечества
British American Tobacco (BAT), изначально собиравшаяся ограничиться полумерами в отношении работы в России (компания собиралась инвестиции прекратить, а продукцию выпускать и продавать. — Прим. «НП»), в этом году решила все-таки покинуть страну.
О том, что британцы будут продавать свои активы — табачную фабрику в Петербурге «BAT-СПб» и маркетинговую компанию «МУМТ» в Москве, — они объявили в феврале, а в сентябре сообщили, что покупателем станет менеджмент российской «дочки». Сделку закрыли в ноябре. Одним из ее условий была смена названия на International Tobacco Marketing Services Group (ITMS Group). Новым владельцем активов BAT стала компания BFI Holding из ОАЭ, которая принадлежит бывшему генеральному директору BAT по России, Белоруссии, Турции, Кавказу и Центральной Азии Фаруку Енеру и еще четырем российским топ-менеджерам, ранее работавшим в различных структурных подразделениях и компаниях, организовывавших работу табачной компании в России.
BAT работала на российском рынке с 1991 года и, по оценкам Nielsen, в 2019 году занимала 21% российского рынка сигарет.
Стройка с третьей попытки
В ноябре 2023 года окончательно распрощался с Петербургом крупный шведский застройщик — компания Bonava. Ее российский бизнес за € 50 млн приобрела армянская компания Star Development LLC, которая, как писали СМИ, принадлежит президенту группы ФСК Владимиру Воронину.
Bonava трижды пыталась избавиться от российских активов. В 2022 году в качестве покупателя называлась казанская строительная компания G-Group, сумма сделки должна была составить 5,9 млрд рублей. Но казанцы вышли из сделки из-за ее долгого согласования.
Следующим претендентом стала петербургская Группа RBI Эдуарда Тиктинского. С ней шведы договорились о продаже дочерних компаний за 3,3 млрд рублей. Однако в итоге и эта сделка сорвалась — ее участники не смогли получить нужное разрешение правительственной комиссии.
В конце 2022 года Bonava владела 16 га земли в Петербурге, где можно построить 230 тыс. м2 жилья бизнес-класса.
Большая распродажа недвижимости
В 2023 году сразу несколько крупных объектов коммерческой недвижимости в Петербурге сменили иностранных хозяев на российских владельцев. В сентябре стало известно о том, что группа «Газпромбанк» стала владельцем сети торговых центров «МЕГА» площадью 2,3 млн м2, выкупив их у Ingka Centres. В состав сделки вошли 14 торговых центров МЕГА в 12 регионах страны, в том числе два в Ленобласти — «МЕГА Парнас» и «МЕГА Дыбенко».
В апреле распрощался с российскими активами европейский инвестиционный фонд Atrium European Real Estate (AERE), владевший семью ТРЦ «Парк Хаус», в том числе одним в Петербурге площадью 34 тыс. м2. Новым хозяином активов стала структура «Ромекс Group», девелоперской компании из Краснодара «Рамо-М». По оценкам аналитиков, сумма всей сделки могла составить около 20 млрд рублей.
А датская Maersk в феврале продала свой мультитемпературный складской комплекс класса А+ площадью 23,5 тыс. м2 в Петербурге в индустриальном парке «PNK Парк Софийская КАД». Покупателем стала малоизвестная на петербургском рынке IG Finance Development Limited, которая сразу же после покупки отдала склад в управление крупному московскому импортеру продовольственных товаров «Ароса».
А уже в марте примеру датчан последовал европейский девелопер Logicor, который продал свой единственный российский актив, складской комплекс «Вэйлкорп» в Шушарах площадью 41 тыс. м2, инвестиционной компании Central Properties. Стоимость обеих сделок не раскрывалась. Аналитики оценивали их в 3,5-5 млрд рублей и 1,8 млрд рублей соответственно.