Корпорация «Роснано» банкротит производителя светильников «Оптоган»
ООО «Управляющая компания «Роснано» банкротит своего бывшего производителя светильников — компанию «Оптоган».
Заявление о признании ООО «Оптоган» недавно появилось в картотеке арбитражных дел. Истец требует от ответчика 1,5 млн рублей.
«Оптоган» был создан Максимом Одноблюдовым, Алексеем Ковшом и Владиславом Бугровым, которые разработали новую технологию производства светодиодов. В 2008—2009 предприниматели привлекли в соинвесторы «Роснано» и «Онэксим» Михаила Прохорова. Позже из-за разногласий с «Онэксимом» и «Роснано» основатели покинули компанию. В свое время проект по развитию «Оптогана» был для «Роснано» знаковым. Корпорация вложила в компанию 1,776 млрд рублей. Из них 323 млн рублей были заплачены за 17% акций, а еще 1,453 млрд рублей предоставлены в виде пятилетнего займа. В 2011 году «Роснано» выкупила допэмиссию «Оптогана» на 504 млн рублей и увеличила долю до 25% минус 1 акция, а объем инвестиций в проект — до 2,28 млрд руб.
В 2015 году у «Оптогана» возникли проблемы, компанию планировалось обанкротить. В том же году была создана компания ООО «Лед-Энергосервис», которая приступила к выпуску светодиодов «Оптоган». Правопреемником самого ЗАО «Оптоган» стала компания «ПХК». А в 2018 году председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс назвал «Оптоган» крупной технологической потерей корпорации. ООО «Оптоган» сейчас не ведет производственную деятельность — по данным «Конутр.Фокус», выручки у компании нет.
Руководитель направления реструктуризация и несостоятельности компании «Некстонс СТП» Санкт-Петербург, адвокат Арутюн Саркисян отмечает, что причины, по которой материнская компания хочет обанкротить дочернюю, могут быть разными."Иногда компанию с «историей» непросто ликвидировать в обычной процедуре, поскольку налоговая в рамках внутренних процедур контроля может найти «скелеты в шкафу». Также может быть какое-то количество задолженности перед кредиторами, когда ликвидация без банкротства невозможна», — комментирует он.
В таких случаях иногда инициируется техническая процедура банкротства. Хотя при должном подходе к ведению документооборота, в том числе, учету и отчетности, все это абсолютно понятные и регулируемые вопросы, и такие компании можно ликвидировать при отсутствии внешней задолженности и задолженности перед ФНС, говорит юрист.
«Также может быть, что по учету задолженность перед «Роснано» имеется, и ее необходимо по стандарту отработки кредиторской задолженности не только просудить, но еще и исполнить (возбудить исполнительное производство или инициировать процедуру)», — поясняет Арутюн Саркисян.
Между тем банкротство «Оптогана» может и не состояться. Судя по картотеке арбитражных дел, сумма долга 1,5 млн рублей, в то время как в соответствии с последними изменениями порог для банкротства повышен с 300 тыс. рублей до 2 млн рублей. Если это единственная задолженность в пользу «Роснано», то не исключено, что ввести процедуру по такому долгу не получится, заключает юрист.
Екатерина Фомичева