Каршеринг может подорожать из-за изменения тарифов ОСАГО
В случае выделения сектора каршеринга в отдельную тарифную группу по ОСАГО цены для тех, кто арендует машину, вырастут на 15-30%. Ранее с подобной инициативой выступил ЦБ из-за, как заявил регулятор, убыточности сегмента.
Эксперты отмечают, что аварийность арендованных машин в 1,5 раза выше такси, а износ очень велик.
Столичная Госавтоинспекция сообщала, что количество ДТП с участием каршеринга в прошлом году снизилось на 12%. Но некоторые шеринговые компании разрешили оформлять аварии по европротоколу, то есть в обход ГИБДД и его статистики.
Зато эти расходы ложатся на плечи страховщиков, указывает руководитель проекта разработки продуктов по автострахованию «Абсолют страхование» Алексей Тюрников:
Алексей Тюрников
руководитель проекта разработки продуктов по автострахованию «Абсолют страхование»
«Такси выделено как отдельная категория по цели использования, а каршеринг уравнен с обычными транспортными средствами — мы обсуждаем категорию B, то есть это легковой автомобиль, который принадлежит юридическому лицу. Страховщики видят, что каршеринг используют интенсивней. В общем, его цель как раз в этом и состоит: автомобиль должен постоянно эксплуатироваться, работать и приносить больше прибыль. Каршеринг достаточно молодой опыт в развитии, поэтому, вероятно, все-таки накапливали статистику. Статистика страхования — вещь достаточно долгая: нельзя за один год собрать информацию, чтобы посмотреть, сравнить. Непонятно пока, насколько она приблизится к цели использования такси. Сейчас предельная ставка 0,57 — 25 722 рубля, это для юридического лица, а такси — 15 756 рублей. Экономических оснований уйти выше этих диапазонов нет. Как расположат ставку между ними, сложно сказать. Что-то будет закладываться в расходы потребителей. В 1,5 раза только за счет полиса ОСАГО — это перебор. Очень много внимания к ОСАГО или к нагрузке ОСАГО, потому что ОСАГО сильно нагружает ставку, из которой каршеринг определяет, за сколько человеку отдавать автомобиль».
По итогам 2022 года средний чек каршеринговых компаний вырос почти на 30% из-за удорожания закупок и обслуживания автомобилей. При этом в BelkaCar отметили, что у них средняя стоимость поездки выросла лишь на 5%, и объяснили это увеличением длительности аренды. Об этом сообщает BFM.
Ждать ли резкого подорожания и сейчас? Комментирует издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев:
Юрий Николаев
издатель проекта «Трушеринг»
«У всех каршерингов действительно динамическое ценообразование. Пользователи не всегда это замечают, когда цены повышаются. Когда человек берет автомобиль — вроде бы в одно и то же время, в одном и том же месте, тот же самый автомобиль, — цена всегда немного разная: в зависимости от спроса, предложения автомобилей на текущий момент, конкурентов поблизости и так далее. Могут замечать те, кто следит за своими расходами по итогу месяца в банковском приложении или где-то еще. Но в моменте они этого не замечают. ОСАГО платится раз в год — все это размажется на поездки миллионов пользователей. Такое незначительное повышение цен вряд ли отразится на пользователях. Но это может отразиться на компаниях, потому что компаниям нужно будет оплачивать ОСАГО на каждую машину за предстоящий год. Цена в последнее время, понятное дело, вырастает: сильно увеличилась стоимость закупки новых автомобилей, увеличились расходы на операционную деятельность. Мы отслеживали весь 2022 год — на протяжении всего года цены не менялись. Были незначительные повышения к концу года, но на уровне статистической погрешности. Сейчас, в начале этого года, цены немного подросли, но, опять же, нет драматического повышения. Нет такого, что раньше был коридор динамического ценообразования в 10-14 рублей, а сейчас — в 15-20 рублей. Нет такого».
Согласно данным Российского союза автостраховщиков, в России около 6 млн автомобилистов ездят без ОСАГО, значительная часть из них — таксисты. При этом в стране, по оценкам «Автостата», зарегистрировано около 45 млн транспортных средств.