Но количество свободных площадей на Невском снизилось на 4,5% до 8,1%.
Ткие данные приводят аналитикиNF Group в Санкт-Петербурге. Странами-лидерами по количеству ушедших брендов, как объясняет Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге, являются Германия (пять брендов), США (четыре) и Швейцария (три). В основном, это магазины одежды и товаров для дома, а также заведения общественного питания.
«В то же время в 2022 году открывались российские бренды — и в сегменте премиум, и в масс-маркете», — говорит Лапченко. Это Nikita Efremov, «Императорский фарфоровый завод», Urban Boris, Monochrome, VGA, LinoRusso, Sunlight, «Все смарт».
При этом лидирующая доля открытий, по данным эксперта, у общественного питания — 42%. Далее идут одежда и обувь (15%) и продукты (14%). Интересно, что в отдельную категорию теперь вынесен табак.
«В допандемийное время мы не выделяли его в отдельный профиль арендатора, а сейчас табачные магазины существенно заявили о себе на улицах города: их присутствие стало заметно, а доля на рынке выросла с 0% в 2019 и 2020 годах до 3% в 2021-м и 5% в 2022-м», — говорит Лапченко.
Общественное питание на Невском проспекте восстановило утраченные за период пандемии позиции: количество открытий превышает количество закрытий. «До пандемии у этого сегмента рынка всегда было больше открытий, чем закрытий, а в пандемию всё ожидаемо поменялось: в 2020 году на Невском проспекте было закрыто 35 заведений общественного питания, а открыто всего 29; в 2021 году — закрыто 22, открыто 19», — объясняет эксперт.
В 2022 году на Невском проспекте было закрыто 22 заведения, среди которых «Издательство», «Цыпа моя», «Евразия», а открыто 33: Alice Garden, Linguini, Chang, Feromon и другие. Скоро будут открыты «Мидийное место» и Cinnabon.
«Невский проспект можно назвать индикатором рынка. Как только происходит какой-то кризис, он реагирует мгновенно. Я помню 2009 год, когда на Невском располагались Hugo Boss, Springfield, Women’secret, потом случился кризис, и появились столовые «Зелёное яблоко», «Дубай» и прочие… Но они проработали не больше года-двух: рынок восстановился, и Невский восстановил свой высокий статус», — комментирует Анна Лапченко «Новому проспекту», объясняя, что российские компании наращивают производство и те из них, кто раньше довольствовался помещениями в 200 м², в скором времени вполне могут начать осваивать гораздо большие площади.
«Но им нужно еще год-два времени, чтобы освоить эти форматы. Кулуарно на нас уже выходят новые бренды, показывают ассортимент, и я вижу, что нам будет где покупать одежду и всё остальное. Рынок в условиях конкурентной борьбы, когда они соревновались с монстрами, такими как Zara, Inditex, Uniqlo и другими, нам очень помог, и сегодня можно гордиться нашими соотечественниками, которые дают качество, сравнимое, а может быть, даже и лучше международных аналогов», — заключает эксперт.