Эксперт: В России необходимо построить новую современную верфь для крупнотоннажного судостроения
Новое предприятие можно разместить на Дальнем Востоке или Северо-Западе; операторами строительства могли бы стать «Роснефть», «НОВАТЭК», «Росатом».
В России необходимо построить верфь для крупнотоннажного судостроения минимум на 300 тыс. т в год металлопереработки. Об этом заявил директор департамента развития судостроения Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Феликс Шамрай во время XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».
По его оценке, чтобы обеспечить вывоз морем 122 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год к 2035 году, России потребуется 100 газовозов. Их можно приобрести за границей и изъять из экономики страны $ 33 млрд. Либо построить газовозы на одной из отечественных верфей и получить прирост ВВП России $ 180 млрд. «Однако российское судостроение пока не готово к решению этой задачи», — заявил Феликс Шамрай.
По его словам, мощностей дальневосточного «ССК «Звезда» для строительства такого количества газовозов недостаточно, предприятие уже сегодня перегружено заказами. «Нужна еще одна верфь и даже не на 300 тыс. тонн, а на 500 тыс. тонн в год по металлопереработке. Построить такую верфь в России можно и нужно», — считает он.
По оценке Феликса Шамрая, инвестиции в подобный проект оцениваются в $ 1,5 млрд, окупаемость — 5 лет. При этом строительство 100 газовозов обеспечит предприятию доход в $ 33 млрд при рентабельности более 10% При этом эксплуатация 100 газовозов дает судовладельцам доход более $ 3 млрд в год.
Феликс Шамрай добавил, что новое предприятие можно разместить Дальнем Востоке или Северо-Западе; операторами строительства могли бы стать «Роснефть», «НОВАТЭК», «Росатом. «Оператором этого флота мне видится СКФ, «Новатэк», «Росатом». Где строить есть, есть потенциальные исполнители, понятно что строить, экономический эффект тоже понятен, нужно политическое решение, потому что ни одна из корпораций, конечно же, не пойдет в проект такого масштаба. Нужна политическая воля» — заключил Феликс Шамрай.