Дорожно-строительный бум: в Петербурге сдвинулся с места проект Московско-Дунайской развязки и не только

Объект позволит разгрузить существующую дорожную сеть и повысить комфорт пешеходов.
Петербуржцы обсудили проект планировки Московско-Дунайской развязки на общественных слушаниях. Горожане могли поучаствовать в обсуждении с 1 декабря 2021 года по 1 февраля 2022 года. По данным комитета по градостроительству и архитектуре, свои замечания предоставили 20 местных жителей и иных физических и юридических лиц. Далее документы отправят на антикоррупционную экспертизу.
Проект предусматривает строительство эстакады, путепровода, пешеходного моста и трех пешеходных тоннелей. Как ранее отмечали в городском транспортном комитете, развязка в Московском районе завершит формирование широтной магистрали. Она дублирует перегруженный участок КАД от Большого Обуховского моста до Пулковского шоссе. Строительство магистрали обеспечит развитие дорожной сети в направлении аэропорта Пулково и Ленобласти, снизит загруженность дорог, уменьшит аварийность на них. Пропускная способность будущей развязки составит 74 тыс. автомобилей в сутки.
«Московско-Дунайская развязка позволит перераспределить транспортные потоки и значительно улучшит дорожную ситуацию в южной части города», — подчеркнул губернатор Петербурга Александр Беглов.
Стоит отметить, что история данного участка дороги тянется уже не первый год. Почти 15 лет назад эксперты прогнозировали рост транспортной нагрузки в районе в связи с массовой застройкой жильем и деловыми центрами. В 2008 году по заказу Смольного была проведена разработка проектной документации. Развязку собирались строить в 2011—2012 годах за 5,3 млрд рублей.
К идее строительства вернулись только в 2018 году. Однако грянувшая через несколько лет пандемия вынудила город сокращать расходы на транспортную сеть, под угрозой оказалось начало строительства Московско-Дунайской развязки. На тот момент это был самый крупный договор дорожного строительства, его стоимость составляла 8,2 млрд рублей.
Теперь развязку обещают достроить к сентябрю 2024 года, в том числе благодаря федеральной поддержке: из госбюджета на ее строительство направят 3,5 млрд рублей. По словам градоначальника Александра Беглова, средства федерального бюджета помогли активизировать многие важные для города инфраструктурные проекты, например возведение Витебской развязки.
При этом развивать городскую инфраструктуру также будут инвесторы. Так, на строительство Витебской развязки пойдет 39 млрд рублей, из которых 10 млрд поступит из федерального центра и столько же вложит концессионер «Магистраль Северной столицы». Как отмечают в бизнес-сообществе, многие масштабные проекты, в том числе транспортные, удалось бы реализовать гораздо быстрее, если бы город создал благоприятный инвестиционный климат.
«Законодательство города слишком инертно. Оно не откликается на веяние времени. В частности, за последние полгода мы столкнулись с большими сложностями в продвижении своих довольно серьезных проектов, которые вроде как даже поддержаны городом», — описал проблему директор ООО «Мегалайн» Геннадий Корупятник.
В прошлом году в рамках ПМЭФ-21 инвестор представил сразу два крупных инфраструктурных проекта. В том числе компания предложила построить в Петербурге сеть из 61 транспортно-пересадочного узла. Подобные объекты массово строятся в Москве и уже доказали свою эффективность для развития дорожных сетей и инфраструктуры в целом. Для Петербурга такой объем строительства ТПУ будет уникальным. Проект поддержала администрация Петербурга, а также президент Владимир Путин, который ознакомился с ним на выставке достижений и перспектив Агентства стратегических инициатив. АСИ оказывает поддержку в его реализации.
Сеть хабов по всему городу должна дать масштабный эффект: ТПУ станут драйверами развития отдаленных от центра районов, они повысят комфорт горожан, снизят маятниковую миграцию за счет появления свыше 40 тыс. новых рабочих мест. Инвестор готов вложить в строительство объектов 186 млрд рублей. По словам руководителя компании «Мегалайн», городская инфраструктура, включая транспортную, — одно из перспективных направлений для инвестиций. Однако компании придется столкнуться с рядом закономерных правовых и иных трудностей, так как в Петербурге власти занимают пассивную позицию в отношении заинтересованных инвесторов.
Несмотря на это застройщик планирует уже к 2026 году ввести в эксплуатацию несколько пилотных ТПУ. В компании также отмечали, что программа по строительству в Петербурге транспортно-пересадочных узлов была утверждена еще в 2014 году. Внебюджетные средства помогут реализовать ее в короткие сроки.