Настоящим парадом отечественных образцов техники в КВЦ «Экспофорум» открылись Международный инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT и Международный форум транспортной инфраструктуры. Судя по представленным на выставке моделям, в ближайшие годы на улицах мегаполисов появятся интеллектуальные трамваи и автобусы на безотходном топливе, способные проезжать без дозаправки тысячи километров, останутся в прошлом профессия кондуктора и бензиновые АЗС. Кондукторов заменят роботизированные терминалы, а заправки станут газовыми или водородными.
Курс на отказ от неэкологичного топлива поддерживают все производители транспорта. Лидер по разработке, производству и эксплуатации газомоторной техники «РариТЭК Холдинг» накопил большой опыт в обслуживании чужих машин и в 2018 году запустил собственный бренд — городской автобус LOTOS 105, работающий на компримированном природном газе (КПГ). Это самый, пожалуй, экономичный вид транспорта (стоимость метана втрое меньше бензина), при этом современный и безопасный. Сейчас в Петербурге ездят 40 таких автобусов, в основном на «подвозящих» маршрутах, доставляющих пассажиров из отдаленных районов. Техника выполнена из дорогих материалов, и теперь пригородный автобус стал удобным и современным.
Сейчас проходит сертификацию новый LOTOS для пригородных перевозок, работать он будет как на сжиженном природном газе (СПГ), так и на КПГ, при этом запас хода на СПГ составит 800 км. А следующий проект «РариТЭКа» — 12-метровая газовая городская машина с низким полом и тремя дверьми. «Вот её мы как раз планируем запустить на центральные улицы Петербурга, — делится руководитель проекта LOTOS Денис Денисов. — Федеральные перевозчики просят «дайте нам качество и высокий сервис, дайте нам эту машину», и мы готовы полностью удовлетворить этот спрос».
Когда есть спрос, под него подстраивается рынок. И раз мегаполису нужен экологичный транспорт, желательно ещё и футуристического дизайна, то разработка не заставила себя ждать. Московская компания «Гринсол» представила макет революционного автомобиля на жидком связанном водороде — гибрид классической машины и электромобиля. Такие уже есть в Норвегии, Японии, а в России это пока только проект: нет нормативной базы, нет заправок. Но зато есть интерес к водородной энергетике, и это даёт надежду на появление у нас водородного автомобиля — единственного вида транспорта, который выделяет не вредные пары, а обычную воду.
А пока максимальный интерес всё же вызывает техника, работающая на сжиженном газе. Петербургская компания «Третий Парк» — первый в России автобусный парк, который полностью перевел весь подвижной состав с дизтоплива на СПГ. До 15 июля 2022 года будет переведено на газ около тысячи автобусов компании. Газ — это экологично, экономично и безопасно. А ещё это укороченное время заправки: КПГ-заправка занимает 20 минут, а СПГ — всего 6 минут. «Наши заправочные станции с криобаками находятся прямо на стоянках, где ночуют автобусы, и им не надо ехать на заправку, что сокращает холостые пробеги. А время — это деньги», — отмечает заместитель директора компании Денис Данилов.
Участники форума неоднократно подчеркивали, что однажды в крупных городах совсем не останется бензинового общественного транспорта, зато появится самый разный инновационный. Так, на стенде СПб ГУП «Горэлектротранс» посетители увидели движущийся макет беспилотного трамвая и макет салона трамвайного вагона с интерактивным дисплеем. Технологии шагнули так далеко вперед, что даже обычная модель российского ретро-трамвая теперь стала голографической. А трамваи современные просто поражают воображение. Представители ПК «Транспортные системы» собрали на своей площадке максимум зрителей, просто установив на ней футуристического вида алюминиевый трамвай «Витязь-Ленинград». Название модели отсылает к традициям трамваестроения Северной столицы. Санкт-Петербург долгое время считался трамвайной столицей мира с самой масштабной системой движения, и этот факт зафиксирован в Книге рекордов России и Книге рекордов Европы. Уже сегодня на красном трехсекционном «Витязе» со стопроцентно низким полом (это отдельная степень комфорта пассажира и его безопасности) может проехать любой житель и гость города.
А ещё любой житель скоро оценит удобство новых станций петербургского метро. На стенде «Метрогипротранса», проектировщика метро Северной столицы, представлены проекты «Путиловской» и «Казаковской» станций, которые будут введены в эксплуатацию уже в 2022 году. Подземные работы подрядчиком завершены, а это значит, что скоро по рельсам пройдут и первые поезда. «На стадии проектной документации находятся станции «Брестская» и «Улица Доблести», — уточнил заместитель ГИП Дмитрий Лиманский.
Не забыли на выставке и про мосты — важную и самую красивую часть транспортных путей города, пересеченного реками и каналами. Петербургу отчаянно не хватает возможности свободно пересекать водные артерии; за последние 50 лет в городе не было построено ни одного нового разводного моста. «Институт Гипростроймост» представил проект Большого Смоленского моста в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. Его задача — соединить берега Невы на юго-востоке города и снизить транспортную нагрузку на два других моста, Володарский и Александра Невского. «Здесь будет организовано трамвайное движение и велодорожки, — уточняет Юлия Хандожко, специалист отдела маркетинга АО «Институт Гипростроймост». — А ещё на мосту появится пешеходная трасса и в каждом направлении — по три полосы для автотранспорта. Проектировать Большой Смоленский мы будем в 2022—2023 годах, затем начнется стройка. Объект стратегически важный, поэтому построят его за полтора-два года». Это значит, что скоро жители, к примеру, Всеволожска или района улицы Дыбенко смогут быстрее и удобнее добираться в центр и обратно.