Александр Амзин: "Паранойя и информационная диета сейчас необходимы"

В последние дни появлялось очень много противоречивой информации о событиях на Украине. Новостная атака может сломать хрупкий мир там, где он еще есть: рассорить семью, подорвать психическое здоровье. Медиаконсультант Александр Амзин объясняет, как этот мир защитить. Оригинальный текст его рекомендаций был опубликован в рассылке Kit.
Как подписаться на рассылку Kit, читайте на сайте проекта
Уже почти 20 лет я пишу новости. Больше 10 из них — преподаю эту науку, анализирую процесс распространения информации, создаю новостные дайджесты.
Утром 24 февраля мы проснулись в другой новостной реальности, в которой некритичный подход к информации приводит к непоправимым последствиям. Буквально «словом можно убить, словом можно спасти». Сейчас новостная атака может сломать хрупкий мир там, где он еще есть, рассорить семью, подорвать психическое здоровье.
Большинство пособий по борьбе с фейками предлагают целый свод правил, соблюдение которых требует и технических знаний, и усидчивости. Правила эти примерно такие: «найдите независимое подтверждение», «сверьте метаданные», «изучите вопрос глубже».
Читатель всем этим заниматься, конечно, не будет. Хуже того, он уверен, что его-то не обманешь точно, и в результате нередко распространяет фейки.
Чтобы такого не случилось, я написал руководство по чтению новостей в военное время. Оно короткое и, я надеюсь, очень понятное — именно такое нам всем сейчас и нужно.
Сразу оговорюсь. Принципы, о которых вы сейчас прочитаете, не те, которыми пользуются профессиональные журналисты или фактчекеры. Их задачи и навыки проверки информации принципиально отличаются от ваших. Каждое изображение они изучают с лупой, каждый источник «пробивают» перед публикацией, чтобы определить, можно ли ему доверять.
Всё это требует большого количества времени и умственных затрат. Причем в большинстве случаев оказывается, что доверять источнику нельзя и силы потрачены впустую. Так что если вы не хотите выгореть за неделю, с журналистами и аналитиками соревноваться не стоит.
Ваша стратегия не в том, чтобы определять достоверность каждого сообщения, которое вы видите. Она в том, чтобы серьезно сократить информационный поток и игнорировать любые сомнительные новости. Это снижает когнитивную нагрузку и снимает паралич воли, с которым сейчас многие столкнулись.
Как читать новости в военное время
1. Никому не доверяйте
Вам нужно выстроить свою информационную оборону. Выделите на это полчаса, а лучше даже час. Для начала объявите всем своим привычным источникам импичмент: всем медиа, телеграм-каналам, блогам. Затем аккуратно выберите один источник — тот, которому действительно доверяете. Само собой, у него должна быть прозрачная информационная политика и хорошая новостная служба. Не стоит выбирать в качестве первого источника телеканал или любое другое медиа с упором на «картинку». Мозг рад обманываться, когда видит изображение с закадровым голосом, а вот текстовое сообщение приходится осмыслять.
2. Медленно расширьте список источников
Как отбирать источники? Вот несколько советов. В целом коллектив — лучше, чем один человек. Независимый коллектив, чью работу оплачивают читатели, лучше, чем существующий неизвестно за чей счет или на государственные (а также окологосударственные) деньги. А еще большой плюс — выраженная антивоенная позиция. Обман во имя мира гораздо труднее представить, чем обман во имя *****.
3. Ограничьте себя
Двух-трех источников вполне достаточно, а пяти хватит за глаза. Чем больше источников, тем выше риски дезинформирования, так что не жадничайте. В то же время губительна не только ложь, но и умолчание. Многие СМИ начнут обходить важные темы, поэтому для полноты картины вам нужно минимум два источника. Еще помните, что в военное время наверняка проснутся «спящие» малоизвестные СМИ. Если вы не знаете какое-то издание, лучше вам его и не знать. Некоторые медиа по звонку меняют тональность, обманывая доверие аудитории, а в некоторых совсем недавно специально сменили менеджмент на лояльный. Для верности изучите историю последних кадровых перестановок в выбранном вами издании.
4. Не смотрите официальные источники
Не обращайте внимания на сообщения СМИ с госучастием. Именно через них течет пропаганда и дезинформация. Исключите их новости из ваших лент, даже если вы доверяете некоторым работающим там журналистам лично. И помните: контролировать информационное пространство во время боев важно как для нападающего, так и для того, кто защищается.
Роскомнадзор уже продемонстрировал, как выглядит идеальная для государства информационная картина. На днях ведомство потребовало от СМИ при освещении ***** использовать только информацию из российских официальных источников. Де-факто это акт военной цензуры.
Единственное, что игнорировать нельзя, — это указы и законы, объявления чрезвычайного положения и мобилизации. Однако новые официальные правила, прописанные нечетко, часто оставляют простор для толкования. Чехарда подзаконных актов во время пандемии показала: если вы не юрист, лучше дождаться объяснения надежного источника.
5. Читайте первоисточники
Если аэропорт отменил рейсы, об этом сообщит сайт аэропорта; если Центробанк вливает деньги в экономику, об этом есть пресс-релиз ЦБ и так далее. Это правило, конечно, не без исключений, но риски быть обманутым через приложение банка заметно ниже. Поэтому никогда не верьте только комментариям в социальных сетях («доллары в банкоматах закончились») или только новости какого-нибудь медиа («доллары еще есть»). Комментарий мог оставить бот, а новость могла устареть.
6. Эмоции — зло
Новости во время конфликта стоит использовать только как инструмент для принятия важных решений. Эмоции в этом деле только мешают. Поэтому игнорируйте эмоциональные сообщения. Речь не о том, что любая новость, вызывающая эмоцию, — ложь. Просто все новости отныне делятся на эмоциональные и полезные. Лучший инструмент массового контроля — простая речь, вызывающая сильные чувства, под влиянием которых хочется действовать. Если вы видите оценочные суждения вроде «их подлые шпионы, наши бравые разведчики» — пропускайте, не давайте автору второго шанса.
Тому, как работают идеологизированные речи, содержащие штампы и таргетированную ненависть, посвящен классический труд Виктора Клемперера «LTI. Язык Третьего рейха». Найдите его в Сети и обязательно прочтите. Это отличная прививка от обработки такого рода. Язык ***** не должен стать вашим языком. Если замечаете, что используете не свои слова, попытайтесь объяснить себе, что вы на самом деле рассказываете.
7. Соцсети и мессенджеры ненадёжны
И у вас, и у ваших близких в друзьях в социальных сетях много ждущих своей очереди троллей. В военное время им буквально спускают контент-планы, о чем и как писать. Эти сообщения могут появиться не только в вашей ленте, но и в комментариях под вашими постами. Так что старайтесь отсекать контент из социальных медиа и других алгоритмических лент. Те 20% информации, которые вы получите с помощью своей контролируемой паранойи, дадут вам 80% картины происходящего. Остальные 20% вы по соцсетям не соберете. А вранье вас найдёт в любом случае. Просто потому, что для его распространения организуют скоординированные кампании.
8. Не бойтесь что-то пропустить
Если вы будете придерживаться описанной выше информационной диеты, у вас обязательно появится ощущение, будто вы пропускаете что-то очень важное. Да, это так. Вы пропускаете мирную жизнь. Вы — не по своей вине — размениваете свой профессионализм и внимание на ужасы *****. Поэтому потратьте освободившееся время на то, что у вас получается. Работайте, творите, размышляйте, создавайте. Только так ваш мозг не окажется в бесконечном дне сурка.
Во время информационной ***** увернуться от ударов практически невозможно: ваши источники вас разочаруют, ваши друзья поверят в очевидную чушь. Возможно, само информационное пространство покажется вам невыносимым. Но не стоит отчаиваться. Чтобы противостоять информационному мраку и дезинформации, достаточно усвоить всего один принцип, его давным-давно предложил американский писатель-фантаст Роберт Шекли в книге «Координаты чудес»: «Всё доброе действует открыто. Всё злое непременно хитрит, трусливо прикрываясь иллюзиями, масками, грезами». Тому, кто ничего не скрывает, веры всегда больше. Анонимам, троллям, неизвестно откуда вынырнувшим телеграм-каналам, невнятным, якобы с мест, кадрам веры нет.
Александр Амзин — журналист с 2005 года, преподаватель журналистики с 2007 года, независимый медиаконсультант с 2011 года. Автор пособий и учебников по новостной журналистике. Работал в пиаре и маркетинге «Яндекса», был издателем и продакт-менеджером The Bell, сейчас — один из авторов рассылки Kit. Живет в Риге.