«Безумный проект» Эрдогана: в Турции появится канал — дублер Босфора
Новый проспект
Актуально сегодня

«Безумный проект» Эрдогана: в Турции появится канал — дублер Босфора

Прочитано: 522

В субботу, 26 июня, был дан старт его строительству. Сам Эрдоган еще на момент анонсирования строительства называл проект «безумным». Насколько значим этот проект для Турции и что он означает для России?

Президент Турции Реджеп Эрдоган любит строить все большое: по его инициативе созданы новый гигантский аэропорт в Стамбуле, самая большая мечеть Турции, туннель, который проходит прямо под Босфором. И вот теперь новый мегапроект — канал «Стамбул», который станет дублером Босфора. Его протяженность составит 45 километров, а пропускная мощность — 160 судов в день (максимум Босфора — 125). «Стамбул» будет разгружать его и снизит риски аварий.

Последняя серьезная авария произошла на Босфоре не так давно. В мае в сторону берега начал дрейфовать танкер из-за поломки рулевого управления, и движение всех других судов пришлось остановить.

«Стамбул» обойдется Турции в 15 млрд долларов, из них 1,5 млрд уйдет на строительство мостов. Кроме того, по обе стороны канала будут возведены два города. Как рассчитывают власти, они дадут новые рабочие места и сделают облик «Стамбула» туристически привлекательнее. А полностью окупится проект через десять лет за счет транзитных сборов. Но в самой Турции к проекту относятся неоднозначно, говорит главред «Московского комсомольца» в Турции и автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.

Яшар Ниязбаев главред «Московского комсомольца» в Турции, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции»

«С позитивной точки зрения государство планирует продать земли. Уже распродали большую часть, и не за маленькие деньги, вдоль канала. Власти намерены заработать на этом проекте около 6-7 млрд в год. Турция полагает, что через как минимум 25 лет объемы перевозок увеличатся в разы и пролив Босфор не сможет справляться с этими объемами. Канал необходим, считают власти. В самой Турции к этому проекту относятся неоднозначно. Страна разделена ровно на две части: те, кто считают этот проект важным и необходимым, который принесет доход в казну государства, и те, кто считают, что этот канал навредит стране, и не только по экологическим соображениям, но и с политической стороны, потому что это может открыть новые споры по Конвенции Монтрё».

Конвенция Монтрё от 1936 года утверждает суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море. Она налагает ряд ограничений на транзит военных кораблей нечерноморских держав через проливы, а также на их пребывание в Черном море. Но конвенция накладывает ограничение на оба пролива, а новый «Стамбул» будет дублером только Босфора и теоретически не попадает под действие документа. А это значит, что военные корабли нечерноморских стран — членов НАТО смогут обеспечить себе присутствие в акватории Черного моря, ничего фактически не нарушая. Турция, будучи сама членом НАТО, уже заявила, что военные корабли смогут пользоваться новым каналом. Но поводов для опасений у России по этому поводу быть не должно, считает турецкий политолог, профессор отделения политологии и международных отношений Университета Кахраманмараш Сютчу Имам Тогрул Исмаил.

турецкий политолог, профессор отделения политологии и международных отношений Университета Кахраманмараш

«Немножко здесь преувеличивается, что нарушается Монтрё. Я считаю, что не нарушается, натовские корабли и так появляются в акватории черноморского региона — это связано с украинской политикой России и Запада. Турция долгое время оправдывает статус надежного партнера для России по поводу С-400, по поводу соглашения Мотрё. Турция всегда придерживается тех соглашений, которая взяла на себя. Я вижу чисто коммерческий подход».

Но все же для России в связи с каналом есть риски. Ранее посол России в Анкаре сообщил, что, несмотря на то, что проект чисто «хозяйственный», МИД РФ и Турции проводят регулярные консультации по черноморскому судоходству по новому каналу. Вот мнение эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера:

Владимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

«Для России, конечно, это несет дополнительный риск, если будет новый пролив, который не будет подлежать юрисдикции, соглашению Монтрё. Если Турция сама будет регулировать доступ кораблей в Черное море — это, конечно, для России новая ситуация. Собственно, поэтому Россия считает дипломатию, движение на турецком направлении очень важным. Россия здесь может только соглашаться, в принципе, задавать вопросы, но Россия считает, что общение с Турцией само по себе настолько важно, что нужно принимать ситуацию такой, какая она есть».

По плану турецких властей канал «Стамбул» вместе с городами и мостами будет готов через семь лет.

Турция
Другие статьи автора Читайте также по теме
Десятки самолетов встали в пробку из-за поломки полосы в стамбульском аэропорту Хавалимани.
27.10.2023
Президент Турции Реджеп Эрдоган в 2023 году должен подтвердить свою власть на очередных выборах президента. Но случилось небывалое в современной истории Турции землетрясение. Как эта трагедия повлияет на политику страны, от которой зависит будущее России и Украины, в большом интервью «Новому проспекту» рассказал эксперт Фонда Карнеги (14 апреля 2023 года внесен в реестр иностранных агентов), корреспондент отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ» Кирилл Кривошеев.
Ярослав Соковнин, основатель петербургского Делового клуба «Эталон», который объединяет более 200 собственников бизнеса, рассказал «Новому проспекту» почему многие российские предприниматели выбирают для переезда Турцию и за сколько шагов можно открыть свое дело в этой стране.


Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки