Адвокаты Ивана Сафронова не могут оспорить решение суда из-за секретности дела
В деле журналиста, осужденного на 22 года за госизмену, оказались не выписными даже протоколы.
С очередными трудностями столкнулась защита бывшего спецкора «Коммерсанта» «Ведомостей», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, осужденного чуть менее месяца назад на 22 года за измену Родине.
Первая короткая апелляционная жалоба была подана адвокатами сразу после оглашения решения «тройкой» Мосгорсуда. Но на стадии изучения протоколов судебных заседаний осужденный и его защитники, как и во время предварительного следствия, столкнулись с непреодолимой стеной секретности, пишет «Коммерсант».
Адвокатам из-за тайны, которой закрыты все материалы, фактически на память предложено цитировать в жалобах юридические формулировки из материалов, на которые они хотят подать свои замечания.
Как пояснили представители защиты Ивана Сафронова, на чтение протоколов судебных заседаний тройка судей Мосгорсуда во главе с председательствующим Дмитрием Гордеевым отвела им всего семь рабочих дней. Между тем сами протоколы — это около 380 листов убористого текста, который адвокатам, по их собственному признанию, необходимо изучить до последней запятой. В итоге защитники были вынуждены просить дать немного больше времени, учитывая их занятость в других делах.
Но последним днем ознакомления назначено 17 октября.
Защитники также напомнили, что краткая апелляционная жалоба на приговор Ивану Сафронову, признанному виновным в двух эпизодах госизмены в форме шпионажа (ст. 275 УК РФ), была подана буквально через пять минут после оглашения решения, согласно которому он должен отбыть в колонии строгого режима 22 года за вычетом проведенных в СИЗО «Лефортово» двух лет.
Отдельную жалобу подавал его адвокат Дмитрий Талантов, сам оказавшийся в разгар суда в изоляторе «Медведь» по обвинению в распространении фейков о российской армии (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Вскоре после этого решением суда он был выведен из состава адвокатов, так как обвиняемый в уголовном преступлении не может быть допущен к материалам, содержащим гостайну.
Напомним, что на стадии предварительного следствия представители ФСБ не разрешали адвокатам делать из материалов расследования выписки даже несекретных данных, что существенно осложняло работу. Теперь же они должны на слух воспринимать и протоколы, поскольку им также запрещено делать выписки.
По некоторым данным, защите было предложено работать в зале суда с ноутбуком, специально прошитым и имеющим надежную защиту от утечки данных. Впрочем, адвокаты смотрят на эту возможность с определенной долей скепсиса, так как не исключают разглашения адвокатской тайны при подготовке документов или даже их набросков.