А где же доктор? Почему частная медицина проигрывает государственной в борьбе за кадры

Сфера здравоохранения продолжает испытывать кадровый голод, причем проблема актуальна как для коммерческих клиник, так и для государственных учреждений. По данным Росстата, общий дефицит врачей в стране составляет 10%, среднего медперсонала — 6,6%, причем частные клиники с недавнего времени испытывают бо́льшие сложности в поиске медработников, чем государственные. При прочих равных почти половина соискателей предпочли бы трудоустроиться именно в государственное учреждение здравоохранения.

Совокупная потребность российского здравоохранения в специалистах высшего уровня квалификации в 2024 году составляла 84,1 тыс. человек, среднего уровня — 94,9 тыс. человек. Это 10,3% и 6,6% соответственно от среднесписочной численности медицинских организаций всех форм собственности. Такие данные приводит Росстат в последнем исследовании потребности медицинских организаций в сотрудниках.

В сегменте специалистов высшего уровня квалификации в наибольшем дефиците оказались врачи скорой помощи и парамедики (их нехватка составляет 19%), врачи общей практики (13,3%), физиотерапевты (12,3%), специалисты по медицинскому уходу (11,3%), врачи-специалисты (10,2%), специалисты по акушерству (7,7%), стоматологи (5,2%).

Среди специалистов среднего уровня квалификации больше всего не хватает среднего медперсонала скорой помощи (дефицит 10,4%), фельдшеров-физиотерапевтов (7,9%), среднего медперсонала по уходу (6,4%) и акушерству (5,4%), фельдшеров-лаборантов и помощников врачей (по 5,3%).

В Петербурге ситуация с кадровым обеспечением организаций здравоохранения также сложная. Несмотря на возросшую с начала 2025 года активность соискателей, на конец апреля по-прежнему в дефиците как врачи, так и средний и младший медперсонал, рассказали в hh.ru по Центральному и Северо-Западному федеральному округах.

«В 2025 году в Петербурге сильнее всего вырос спрос на лаборантов (+113% новых рабочих мест), главврачей (+104%), специалистов по сертификации (+46%), а также на младший медперсонал (+32%) и врачей разных специализаций (+20%)», — констатирует руководитель пресс-службы hh.ru по СЗФО, ЦФО Мария Бузунова. В Петербурге, по ее данным, в наибольшем дефиците оказались врачи (2,3 резюме на вакансию), медсестры (3 резюме на вакансию), главные врачи и заведующие отделениями (4,9 резюме на вакансию).

Частный голод

Структура дефицита медкадров в частном и государственном здравоохранении, по данным Росстата, разная. Организациям государственной и муниципальной форм собственности требовалось почти 229,2 тыс. человек, из них 80 тыс. специалистов высшего уровня квалификации и 81,2 тыс. специалистов среднего уровня квалификации.

В то же время частным медорганизациям не хватало 33,8 тыс. человек, при этом у частных клиник зафиксирована бо́льшая потребность в высококвалифицированном персонале (14,2 тыс. человек), нежели в среднем и младшем медперсонале (9,7 тыс. человек). В целом же, следует из данных Росстата, частные клиники испытывают гораздо более серьезный кадровый голод, нежели государственные медучреждения: дефицит кадров в частной медицине в целом по стране составляет 12,3% против 6,9% в госсекторе.

«В Петербурге за последние годы кадровый дефицит в медицинских учреждениях серьезно сократился», — подтвердил на состоявшемся в конце апреля Совете законодателей председатель Законодательного собрания города Александр Бельский. По итогам 2024 года укомплектованность организаций амбулаторного звена средними медработниками составила 96%, врачами 94,5% при плановом показателе 95% и 88,8% соответственно, общее же число врачей превысило 38 тыс. человек при плане 33,6 тыс., рассказал Александр Бельский.

«Для петербургских частных клиник кадровый вопрос по-прежнему стоит крайне остро, особенно в сегменте среднего медперсонала», — констатирует генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин. «Дефицит кадров является одной из основополагающих проблем отрасли здравоохранения, в особенности чувствуется нехватка высококвалифицированного среднего и младшего медперсонала», — подтверждает главный врач клиники «СМТ» Леонид Васильев.

О нехватке среднего и младшего медицинского персонала говорит и генеральный директор сети многопрофильных клиник «Скандинавия» («Ава-Петер») Александр Хоперский. При этом, отмечает топ-менеджер, дефицит врачей на рынке ощущается не так остро. «Между тем специализированные клиники испытывают нехватку всего спектра высококвалифицированного персонала, в том числе и врачей узкой специализации», — говорит главный врач клиники «Скайферт» Дмитрий Геркулов.

В целом же, по оценкам Александра Солонина, укомплектованность штатного расписания в частных клиниках Петербурга в среднем составляет 80–85%, при этом в частном секторе широко распространено совместительство: один и тот же узкопрофильный специалист может одновременно сотрудничать с несколькими частными клиниками и госучреждениями.

Привлекательный госсектор

Одним из факторов продолжающегося кадрового дефицита в сегменте частной медицины эксперты называют повышение конкурентоспособности государственных учреждений здравоохранения на рынке труда. Так, согласно опросу hh.ru, проведенному в 2025 году, 46% респондентов-медиков признались, что хотели бы работать в государственной больнице, против 39% выбравших бы частную клинику. Примечательно, что привлекательность частных клиник как работодателей за последние 2 года не выросла.

«За 2 года доля представителей медицинской сферы, желающих работать в частной медицине, почти не изменилась: в 2023 году в рамках аналогичного опроса 40% респондентов заявили, что хотели бы трудиться в частной клинике», — говорит Мария Бузунова.

«Госсектор действительно становится всё более привлекательным для трудоустройства: зарплаты в нем выросли и по многим позициям достигли и превысили уровень частных клиник», — констатирует Александр Солонин. Кроме того, количество рабочих мест в государственных медучреждениях значительно больше, чем в частных клиниках, следовательно, соискатель может найти место работы рядом или близко с домом.

Работать в частных клиниках становится сложнее: растут и запросы пациентов, и требования работодателей, указывают эксперты.

«В частных клиниках действует гораздо более строгий контроль за тем, как работники выполняют свои обязанности, причем, помимо профессиональных медицинских компетенций, серьезно контролируются компетенции, связанные с удовлетворенностью пациентами сервисом. Кроме того, частные клиники четко соизмеряют результативность и качество работы сотрудников с их оплатой труда, что естественно в текущих экономических реалиях: просто так платить человеку никто не будет, это бизнес», — рассуждает Александр Солонин.

«В частной медицине зарплатные предложения могут превышать предложения в государственных, но параллельно этому в коммерческих клиниках может действовать отдельный KPI, при выполнении которого сотрудник получает необходимые бонусы. И не всегда подобные схемы мотивации могут быть интересны соискателям», — подтверждает Мария Бузунова.

«Конкуренция за кадры между государственной и частной медициной лежит не только в плоскости зарплаты, но и в части условий для работы и профессионального развития. Многие врачи часто выбирают госсектор, чтобы расширить опыт и повысить профессиональные компетенции», — добавляет Александр Солонин.

«Несмотря на консерватизм государственного сектора здравоохранения, медучреждения сегодня хорошо оснащены, а их работники имеют гарантированные доходы и полную свободу в развитии платных услуг», — резюмирует директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.

Управленческий коллапс

Многие частные клиники до сих пор имеют устаревшую и неэффективную систему менеджмента, что также не способствует их привлекательности для сотрудников — как действующих, так и потенциальных.

«Малоадекватная система управления, непредсказуемая стратегия развития клиники делают врача заложником менталитета учредителей и не способствует ощущению стабильности рабочего места», — поясняет эксперт. Кроме того, до сих пор во многих клиниках нет эйчара — специалиста по управлению персоналом», — отмечает Сергей Ануфриев.

До сих пор главные врачи (зачастую они же соучредители и/или генеральные директора), уверены, что управленцы должны получать мало. Отсюда полное отсутствие стратегии развития бренда работодателя и провал кадровой политики по всем направлениям. «Это в первую очередь затрагивает средний и младший медперсонал: малооплачиваемые и менее квалифицированные категории сотрудников в большей степени чувствительны к стабильности рабочего места, уровню дохода, наличию соцгарантий», — говорит Сергей Ануфриев.

Поэтому в кризис именно эти категории персонала в большинстве своем выбирают консервативные стратегии действий, в том числе и на рынке труда, предпочитая трудоустройство в предсказуемом госсекторе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня