Небесная линия Петербурга: никаких следов актуальной архитектуры
Михаил Хараламбос
Аватар пользователя Александра Конфисахор (konfisakhor@newprospect.ru)
Александра Конфисахор
25.12.2018
Doc Play Chart Chat

Хараламбос Михаил, замглавы российского представительства Cybarco Development Limited, рассказывает, почему на береговых линиях Петербурга должны появляться смелые архитектурные проекты.

Мало кто представлял, как выглядит Сидней, пока там не появился Оперный театр с мгновенно узнаваемым силуэтом. Что первым приходит на ум при упоминании Дубая? Похожая на парус башня Бурдж-эль-Араб. Эти здания сформировали морскую линию своих городов, превратили сухие географические названия в яркие образы, знакомые людям по всему миру.

Скайлайн презентует город глобальной аудитории и «рассказывает», что это место может предложить ей здесь и сейчас.

В архитектурной панораме Лондона колесо обозрения London Eye и футуристический небоскреб «Огурец» Нормана Фостера сегодня не менее важны, чем Биг-Бен или Тауэрский мост. Скайлайн Лондона изменился, потому что изменился сам город, превратившийся в мировой финансовый центр.

Недавно я приехал в Петербург и увидел, что и здесь пытаются создать новую береговую линию, которая должна дополнить классические панорамы исторического центра. «Лахта-центр» и стадион на Крестовском острове показывают другой Петербург — не музей под открытым небом, а современный мегаполис. Огромные возможности для развития в этом направлении открывает строительство на намывных территориях.

К сожалению, проекты застройки, с которыми мне удалось познакомиться, нельзя назвать впечатляющими. На них просто жилье и офисы и никаких следов актуальной архитектуры, способной создать новые смыслы и новые образы для города.

«Лахта-центр» и новый стадион в Петербурге критиковали за отсутствие связи с ландшафтом и местными традициями. А главной болевой точкой в восприятии «Лахта-центра» остается высотность здания, но развитие вверх для современного города неизбежно.

Важно, чтобы такие проекты были продуманы и учитывали интересы всех: инвесторов, города, местного сообщества. Здесь необходимо изучать и использовать опыт городов, которые преодолели эти проблемы. 

У Лимасола, где Cybarco реализует несколько проектов, больше общего с Петербургом, чем может показаться на первый взгляд.

Оба города — «вторые столицы» своих стран, их панорамы определяются видом с воды. Как и Петербург, Лимасол может похвастаться уникальным историческим центром. Наконец, нашему городу тоже нужен новый скайлайн, который отразит перемены в его судьбе.

Сегодня Лимасол стал центром притяжения для инвесторов и предпринимателей из разных стран мира. Их привлекают быстрый экономический рост, самый низкий корпоративный налог в ЕС (12,5%) и расположение в 3-4 часах лета от всех европейских столиц, включая Москву и Петербург. Сейчас каждый пятый житель Лимасола — иностранец. При этом береговая линия города до последнего времени складывалась из морской набережной и малоэтажной застройки за ней.

Создать первый проект, меняющий скайлайн Лимасола, нам помогло британское бюро WKK Architects, всегда учитывающее особенности местного климата и окружающей среды. В результате на свет появился Oval — офисный комплекс необычной формы, вдохновленной морской галькой с берега Лимасола.

Здание, сделавшее морскую линию города узнаваемой, сегодня мелькает в рекламных роликах глобальных брендов. 

Разумеется, местных жителей волнует, как это изменит жизнь их района, не отнимут ли у них выход к морю или вид на него. Мы постарались ответить на все страхи и вызовы еще во время проектирования. Например, башни Trilogy высокие, но соразмерные окружающей застройке — их высота 150-160 метров, то есть втрое ниже «Лахта-центра». Они займут всего 14% площади комплекса, что решает проблемы с видом на море и позволяет разместить на первых уровнях площадь с садами, магазинами, ресторанами и барами. Благодаря Trilogy в Лимасоле появится новое общественное пространство, которое станет одним из крупнейших в городе.  

Петербург во много раз больше Лимасола, и его скайлайн не может преобразиться так же быстро. На мой взгляд, городу поможет общая концепция застройки всей береговой линии, определяющая новый образ города, его современное лицо. В то же время инвесторы и девелоперы — при следовании концепции — должны получить больше свободы. Только при таких условиях могут появиться актуальные и смелые архитектурные проекты, а не просто очередные квадратные метры типового жилья с видом на море.

Фото: Станислав Забурдаев/Коммерсантъ