Натуральная молочная продукция тонет в проблемах российской экономики
Светлана Андреева
Аватар пользователя Читатель
16.08.2019

Повышение НДС на пальмовое масло стало темой номер один для российской «пищевки» в последние месяцы. Однако, как считают опрошенные нами эксперты, это не панацея для молочной отрасли, которая ослаблена падающим потребительским спросом и сокращением объемов государственной поддержки.

С1 октября к пальмовому маслу будет применяться стандартная налоговая ставка 20 % вместо прежних 10 %. Доходы, полученные от этого, предлагается направлять на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Соответствующий Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 268‑ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части Налогового кодекса Российской Федерации» уже подписан президентом. Своевременная мера, учитывая, что потребление молочной продукции по итогам 2018 года продолжило снижение вместе с реальными доходами населения, которые падают пятый год подряд. Уровень российского потребления в настоящий момент в два раза ниже европейского. Объемы господдержки молочной отрасли также падают. Однако сама отмена льготного налогового режима для пальмового масла не спасет ситуацию, считают участники рынка.

Кислый спрос
Прошедший год был «крайне непростым» для отрасли, говорится в исследовании «Молочная отрасль 2018 – 2019», подготовленном Национальным союзом производителей молока (НСПМ «Союзмолоко») и информационно-аналитическим агентством Milknews при активной поддержке органов управления АПК субъектов РФ и Минсельхоза. Основными причинами названы: рост производства продукции с заменителями молочного жира, «нерешенный болезненный» для отрасли вопрос фальсификата и отсутствие программ стимулирования спроса со стороны государства. При этом битву за обедневшего потребителя молочной продукции выигрывают белорусские товары, которым пока удается сбалансировать цену и качество.

«Ключевой фактор, сдерживающий дальнейшее наращивание производства, — падение потребительского спроса. Мы ранее предлагали стимулировать потребление за счет
господдержки самых социально незащищенных категорий граждан — например, путем внедрения продовольственных карточек на молочную продукцию. Это не ограничивает ассортимент в ретейле, но позволяет повысить потребление», — говорит директор по связям с общественностью и государственными органами НСПМ «Союзмолоко» Мария Жебит.

Уровень российского потребления в настоящий момент в два раза ниже европейского (см. инфографику). Для сравнения, житель Финляндии выпивает до 119 л молока в год и съедает 110 кг сливочного масла, а россиянин — лишь 36 л молока и 2 кг масла. Объемы господдержки в СЗФО тоже падают: с 2 589,1 млн рублей в 2016 году до 2 397,2 млн рублей в 2018-ом. В Петербурге и Ленобласти в 2016 году федеральный бюджет выделил на поддержку молочной отрасли 788,1 млн рублей, а в 2018 году — только 494,9 млн рублей, 2017 год был и вовсе провальным — всего 68 млн рублей. С деньгами из местного бюджета получше: 650,5 млн рублей в 2016 году, 553,4 млн в 2017-ом и 535,1 млн рублей в 2018 году.

Мнимые успехи
С момента введения в 2014 году эмбарго объем производства молочного сырья в стране увеличился на 15,2 %, а заявленные Росстатом темпы роста производства товарного молока в России держатся на уровне 2 – 3 % в год. Тем не менее даже такой рост производства — по сути фикция. Отрасль не развивается, так как поголовье молочного стада в стране сократилось до критического минимума. Так, на конец 2018 года в Ленинградской области насчитывалось всего 73,3 тыс. коров, для сравнения: в 1985 году их было
259 тыс.

Рост производства, годовой объем которого с 2001 года держится в диапазоне 30 – 33 млн тонн, сохраняется только за счет увеличения продуктивности молочных коров, что достигается в том числе за счет использования кормов, насыщенных тем же самым пальмовым маслом. Неумеренное использование таких добавок, повышая жирность сырья, быстро губит здоровье животных. В результате себестоимость молока только растет, в то время как закупочные цены значительно не меняются. И это не позволяет развиваться и расширяться производителям.

Себестоимость толкают вверх девальвация, рост кредитных ставок (они достигают 24 %), налоговая нагрузка на бизнес, удорожание топлива. Кроме того, за последние 5 лет было принято много законодательных норм, которые потребовали от производителей и переработчиков больших инвестиционных вложений — система контроля качества молочной продукции «Меркурий», новые экологические требования, новые требования к перевозкам, постоянные изменения технических регламентов и требований к упаковке. Тем временем беднеющему населению уже не до качественной молочки, а производители работают на грани рентабельности и понижать цены не в состоянии.

Преодолеть предубеждение покупателей
«Пока у населения нет возможности покупать хорошие продукты, повсеместно будут производиться суррогаты с большим содержанием химических жиров и пальмового масла», — говорит исполнительный директор Союза сыроваров Николай Перов. Динамика цен на сыры и сырные продукты показывает, что с 2012 года по июль 2019–го цены в обеих категориях выросли более чем в два раза, но все равно псевдосыры остаются куда более доступными, чем натуральные. Сравните: сырные продукты подорожали с 65 до 79,9 руб./кг, натуральные твердые сыры — с 272,8 до 526,8 руб./кг, плавленые сыры — с 76,6 до 197,2 руб./кг, национальные сыры и брынза — с 248,1 до 444,2 руб./кг. Хотя рост НДС повлияет на себестоимость производства молокосодержащих продуктов с заменителями молочных жиров, они останутся значительно более дешевыми, чем натуральные. 

«Главная задача и производителей, и государства — сделать продукт, полезный для здоровья. Погоня за удешевлением себестоимости заставляет некоторых производителей заниматься фальсификатом. Кто‑то вместо молочного жира добавляет пальмовое масло, кто‑то экономит на качественном молоке. Все это вымывает натуральные продукты с прилавков», — говорит председатель правления группы компаний «Галактика» Игорь Дю.

При этом даже та часть населения, которая имеет возможность покупать более дорогой продукт, теперь не вполне уверена в его качестве, что в целом снижает спрос на молочную продукцию. Люди предпочитают вообще не покупать сыр из опасений нарваться на фальсификат. «Наш опыт проведения сырных ярмарок показал, что люди готовы платить за качественный сыр. Однако мы столкнулись с тем, что даже наши покупатели выражают недоверие к продукту», — делится исполнительный директор Союза сыроваров Николай Перов.

 

Мнение эксперта:

«Заменитель молочного жира сродни заменителю законного мужа»

Александр Калинин, представитель Национального фонда защиты потребителей, в интервью
сетевому изданию Dailystorm.ru, 7.08.2019:

— На рынке должны присутствовать молочные продукты. Это первое. Второе — надо разобраться,
кто допустил на рынок продукты с заменителями молочного жира. Я вот приду к вам домой, а вы
дома одна. Я скажу: «Знаете, мужа дома нет, а я заменитель». Вы скажете: «Нет, вы не похожи
на моего мужа». Разве не так? Теперь давайте разберемся, кто это допускает. Товаропроиз‑
водитель использует заменители молочного жира. Они производятся на громадной фабрике
в Калининградской области. Заменители молочного жира, помимо этого, ввозятся в нашу страну
в готовом виде из других стран, уже с пальмовым маслом. Из Европы, из Малайзии, из Индоне‑
зии. Возникает вопрос: какого черта пускают все это на границе? Кто разрешает производить?..

От редакции:

Этот и другие материлы, посвященные проблемам молочной отрасли, подготовлены редакцией «Нового проспекта» в ходе работы над печатным спец-выпуском. Выпуск распространяется в рамках крупнейшей агропромышленной ярмарки «Агрорусь», которая проходит в КВЦ «Экспофорум» с 17 по 25 августа.

Мы поддерживаем нашу интернет-площадку и сохраняем независимость за счет реализации полезных для бизнеса сервисов. Печатные бизнес-гайды и корпоративные СМИ – наше новое растущее направление. Хотите заявить о себе на отраслевых конференциях? Мы подготовим для вас специальный выпуск с качественными журналистскими материалами – под ключ.

По вопросам заказа редакционных сервисов пишите по адресу: nevskaya@newprospect.ru

Болконский, фамильный дом, старт продаж