Нашествие тортов. «Север-Метрополь» вдвое увеличит сеть своих кондитерских
Doc Play Chart Chat

Старейшее кондитерское предприятие Петербурга расширит свою франчайзинговую сеть под брендом «Север-Метрополь» c 80 до 150 точек. Также оно планирует выйти в столицу.

О планах удвоения торговой сети кондитерских «Новому проспекту» сообщил руководитель службы франчайзинга компании Алексей Гаркавенко. Экспансию компания начнет в январе будущего года. 

Франшизу партнерам будут давать без паушального взноса, а зарабатывать производитель намерен на роялти: по словам Гаркавенко, оно не превысит 1% от оборота точки. Средний срок окупаемости небольшой кондитерской — около года, при этом денежные вложения также будут зависеть от площади и составлять около 400 тыс. рублей для 50 м2. «Видимо, заводу «Север-Метрополь» придется запускать вторую смену на производстве, чтобы удовлетворить спрос», — пояснил Алексей Гаркавенко. Другие подробности и инвестиции в проект в компании не раскрыли. 

Перспективными зонами развития сети считаются новые многоквартирные жилые кварталы петербургских окраин, города-сателлиты (Красное Село, Колпино, Пушкин, Ломоносов, Сестрорецк и др.), а также районы массового строительства в Ленинградской области. «В 2019 году мы доведем число фирменных кондитерских минимум до 150, а во втором полугодии, возможно, выйдем в столицу», — говорит Алексей Гаркавенко. Он не исключил, что план удастся осуществить и за 6 месяцев.

Франчайзи «Север-Метрополь» отберут по конкурсу. Ключевым условием будет локация будущих кафе-кондитерских. Партнерам дадут скидку на закупку кондитерских изделий, а также необходимые консультации по запуску и оформлению кондитерских. Кроме того, идет работа над созданием мобильного приложения для покупателей «Север-Метрополь» с возможностью доставки и скидками. Запустить его планируется также в январе 2019 году, пока оно в разработке.

В сентябре 2018 года «Север-Метрополь» уже заявлял о расширении — на 5-10 точек в 2019 году. В конце года планы стали смелее. «Проанализировав запрос и наши возможности, мы решили расти в геометрической прогрессии, увеличивая число точек кратно», — пояснил представитель компании.

Франшиза даром — головная боль

В ОАО «Невские берега» (бренды «Невские берега», «Смольнинский хлебозавод», Tortua) не без иронии пожелали конкурентам удачи и коротко заметили, что не питают особого оптимизма по поводу рынка тортов и пирожных. Год назад в отчете компании сетовали на дорогое сырье и рост себестоимости производства.

Руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская считает нетипичной франшизу без паушального взноса и предостерегает: риск в том, что франчайзи начинают рано или поздно игнорировать условия франчайзера и снижать стандарты. 

«Для общепита в принципе нехарактерны бесплатные франшизы. В плане роялти понятно, что франчайзи создадут дополнительный канал дистрибуции, но не факт, что не будет скрытых наценок», — говорит эксперт. Ежемесячное роялти в среднем по сегменту небольших пекарен и кондитерских оценивается в 2-4%.

Рост рынка франшиз после всплеска интереса в 2017 году замедлился. «Сейчас многие кондитеры входят во франчайзинг: те, кто раньше продавал продукцию через торговые сети, переходят к фирменной рознице. Например, «Чистая линия», «Акконд», «Аленка», — говорит Анна Рожденственская.

Эксперты «НП» в один голос отмечают: концепции, которые хорошо развивались в Петербурге, насыщенном общепитом, в других регионах начинают буксовать из-за неверного позиционирования.

Уже не торт

Потребление кондитерских изделий в России растет: за последние 5 лет расходы среднего россиянина на сладости  увеличились с 4,9 тыс. до 7,5-8 тыс. рублей в год. Петербург является бессменным лидером по потреблению сладкого: за 9 месяцев 2018 года петербуржцы потратили на кондитерские изделия 29 млрд рублей — это на 13% больше, чем в 2017-м году.

Но, несмотря на «сладкий бум», торты и пирожные у россиян не в почёте. По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), их годовое потребление сократилось с 2,1 кг в 2014-м до 1,7 кг в текущем году. Эксперты связывают это с изменениями потребительских предпочтений, консервативностью или инертностью крупных промпредприятий, не успевающих за изменениями вкусов, а также с модой на здоровый образ жизни.

«Падение спроса особенно коснулось рецептов old school, то есть традиционных тяжелых и высококалорийных изделий. Потребитель переходит от «Праг», «Сказок», медовиков и другой «классики» в больших упаковках к более современным продуктам, которые, как правило, еще и меньше весят», — комментирует исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина.

Торты и пирожные, говорят в ЦИКР, подорожали в рознице на 3-3,5% за 2018 год. «Это связано с переформатированием всего сегмента в сторону уменьшения веса и упаковки конечной продукции. А чем изделие мельче, тем дороже оно получается в пересчете на килограмм».

Выиграть на консерватизме

Сейчас в городе работает около 2 тыс. кондитерских магазинов и кофеен: кроме «Север-Метрополь», заметными игроками являются сети, в том числе франчайзинговые: «Буше», «Булочные Ф. Вольчека», «Хорошего настроения», «Шоколадница». Конкуренты «Север-Метрополь» по продаже тортов и пирожных — ЗАО «Невские берега» и «Карат+» — выбрали формат фирменных магазинов, который по франшизе развернули на федеральном уровне. Место крупных консервативных игроков активно занимают так называемые домашние кондитерские и кофейни с собственным ассортиментом пирожных. В отличие от гигантов отрасли, они способны быстро меняется вслед за спросом. А вот кондитерских заведений с историей и традицией — единицы.

«Север-Метрополь», безусловно, бренд, и, если они сумеют себя подать как достопримечательность, по примеру европейских кондитерских со столетней историей, успех расширения очень возможен», — поделился мнением один из участников кондитерского рынка. Так, уверен он, можно будет выгодно обыграть присущий компании консерватизм.

Справка «Нового проспекта»

ООО «Север-Метрополь» основано в 2002 году и принадлежит семье Шевченко. В частности, Елена Шевченко (на фото), жена скандально известного в 90-е годы бизнесмена, экс-депутата ЗакСа Петербурга Сергея Шевенко, основателя группы «Норд» (ранее — головная компания предприятий «Север» и «Метрополь»), владеет 40%-й долей. 

Бренд «Север-Метрополь» стал результатом объединения двух исторических кондитерских предприятий «Север» и «Метрополь». Это произошло в 1990-е годы, когда братья Вячеслав (ныне покойный) и Сергей Шевченко основали группу «Норд», в которую входили магазины, ночные клубы (Golden Dolls и «Голливудские ночи»), а также мебельная фабрика «Ладога». Оба бизнесмена не раз упоминались в связи с расследованием дела об убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой. 

В 2007  году ОАО «Норд» вывело кондитерские производства «Север» и «Метрополь» из центра города на окраину. Инвестиции в строительство новой фабрики на Выборгской стороне площадью 6,5 тыс. м2 составили $10 млн. Помещения ранее принадлежали ООО «Невский кондитер».

По данным СПАРК, выручка ООО «Север-Метрополь» в 2017 году составила 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 229 млн рублей. Стоимость компании оценивается в 117 млн рублей. В день предприятие выпускает около 13 тонн кондитерских изделий: тортов, пирожных, десертов и др. У «Север- Метрополь» 7 франчайзи-партнёров и 80 фирменных кондитерских, работающих по франшизе, — пять предприятий открыли их в этом году. Через франчайзинговые сети реализуется 50% продукции, остальное — через федеральные сети  («Ашан», METRO, «Перекресток», «Лента», SPAR и др.) и небольшие городские магазины.

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ