Конюшенное ведомство
Конюшенное ведомство
Музей или место для частных коллекций. Царским конюшням добавили идей

Компания «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина, претендующая на реконструкцию Конюшенного ведомства, призвала общественное мнение, чтобы сформулировать концепцию развития памятника. На вопрос, каким должен стать обновленный исторический комплекс, отвечали архитекторы, бизнесмены, политики и градозащитники Петербурга.

Дискуссия вокруг Конюшенного ведомства, напомним, разгорелась с новой силой после того, как стало известно, что на участие в проекте претендует ООО «Магазин купцов Елисеевых», связанное с Евгением Пригожиным. Это уже третий участник своеобразного конкурса идей преобразования бывших Императорских конюшен. Ранее свои проекты реконструкции предложили компании «Тандем Истейт» Вадима Пинчука и «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина. 

«Тандем Истейт» предлагал за 2 млрд рублей создать многофункциональное культурное пространство с галереями, театральным центром, художественными мастерскими по проекту «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова. Но из-за долгих согласований в Смольном утратил интерес к проекту. Новый претендент пока не представил своего видения. Тем временем «СТАРТ Девелопмент», чья концепция, подготовленная STUDIO-MISHIN Сергея Мишина, пока выглядит наиболее проработанной, решил привлечь к обсуждению проекта петербургских градозащитников.

Многофункциональная реставрация

Как сообщили в УК «СТАРТ Девелопмент», к проекту подключилось петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна. Идея остается прежней — это создание многофункционального арт-пространства, включающего не только само Конюшенное ведомство, но и комплекс зданий на противоположной стороне Конюшенной площади: конный двор с четырьмя сараями, здание конюшенного музея, здание мастерового двора. 

«Предполагается взаимодействие и проникновение разных культур, эпох — Конюшенное ведомство один из немногих памятников, где сохранились постройки петровского времени. Пористое пространство позволит взаимодействовать с различными видами искусства и культуры. Принцип реставрации: здание, как экспонат», — описывает концепцию Сергей Мишин. 

Усовершенствованный проект должен связать культурные доминанты Петербурга: Эрмитаж, Русский музей, музей Пушкина в единый ансамбль. Для этого архитектор предлагает использовать существующие арки и проходы, которые сейчас заколочены, а также рискнуть, прорубив дополнительную арку со стороны Малой Конюшенной улицы. Это позволит создать выход с Невского проспекта к набережной Мойки. «Конечно, надо уточнить, насколько это возможно с точки зрения законодательства», — отмечает Мишин.  

В центре проекта авторы видят музей современного искусства. Реконструкция памятника требует двух этапов. Первым делом предстоит воссоздать здание ведомства, затем восстановить дворы, здания и проходы ансамбля Конюшенной площади. После этого, считает архитектор, можно будет подумать о функциональном наполнении и окупаемости проекта.

Мнения разошлись

Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов не согласен с идеей музея только для современного искусства. «Мы предлагаем здесь выставлять экспонаты из запасников петербургских музеев: музея истории города, Эрмитажа и Русского музея. Создать мультимузейное пространство», — говорит градозащитник, напоминая, что инвестору предстоит исследовать состояние грунта под зданием, чтобы освоить подземное пространство под паркинг.

«Подземное пространство опасно использовать, а вариант пробивки новых проходов мне не кажется законным», — сомневается в свою очередь депутат петербургского законодательного собрания Борис Вишневский. Парламентарий считает, что сейчас важнее решить вопросы с собственниками территорий, прилегающих к памятнику: пока они находятся в частных руках, рано говорить о полноценной реконструкции с созданием общественного пространства. 

Специалисту по современному искусству, арт-критику Лизе Савиной не нравится сама идея музея, ей ближе концепция выставочных простраств: «У нас творческим людям, художникам сейчас негде заниматься искусством и выставлять свои работы. Для этого есть только Манеж, но там выставки расписаны до 2021 года». Савина уверена: полноценный музей — предприятие обременительное, ведь коллекции нужно хранить и пополнять, что, по её мнению, дорого.  

Ее точка зрения оказалась близка к мнению председателя совета директоров «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина. Он ожидает от проекта экономической самодостаточности, которой можно достичь, в частности, сдавая пространства памятника в аренду деятелям искусства. «Есть потребность в пространствах для частных коллекций, которые нигде не выставляются. Должен быть создан культурный совет для объективной селекции этих работ. Как это пространство будет называться — другой вопрос. Главная же идея в том, чтобы вместо диптиха, Эрмитаж-Русский музей, создать триптих с современным направлением», — поделился своим видением потенциальный инвестор. Обязательная часть проекта, по мнению Смушкина — использование подземного пространства памятника под паркинг. 

Александр Григорьев, главный архитектор Петербурга, председатель комитета по градостроительству и архитектуре, поддерживает идею паркинга. «Трудно представить проект без экономики. Освоение подземного пространства — это тоже нужно. Да, опасения оправданы, но это как перед полетом в космос: сначала было тревожно, а сейчас привычно», — прокомментировал главный архитектор и обещал поддержать инвесторов. 

Доктор технических наук, заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Рашид Мангушев тоже считает, что подземное пространство Конюшенного ведомства можно использовать по максимуму. Профилактические мероприятия по укреплению окружающей застройки, по его оценкам, обойдутся в 70-80 млн рублей, почти миллиард рублей потребуется на создание одноуровневого паркинга на 280 автомобилей. Двухуровневое пространство, включая места для туристических автобусов, обойдется в 1,5 млрд рублей. 

Десять лет без права реконструкции

Инвестора для здания бывших придворных конюшен выбирают почти десять лет. Так, в 2010 году право на реконструкцию памятника отдали ЗАО «Оранж девелопмент» (структура Plaza Lotus Group). Конюшенное ведомство хотели приспособить под под апарт-отель со спа-комплексом и подземным паркингом. Проект вызвал скандал в среде градозащитников и депутатов, а в 2015 году сомнительный документ отклонили в Совете по сохранению культурного наследия Петербурга. Здание вернули в казну и передали Музею истории Петербурга.

В 2017 году власти вновь вернулись к проекту. Согласно концепции STUDIO-MISHIN, 17 тыс. м2 площадей Конюшенного ведомства должны занять музейно-выставочные пространства, еще 7,6 тыс. м2 — коммерческие площади. Здания на Конюшенной площади дадут ещё 20-22 тыс. м2 общественных пространств. По предварительным оценкам УК «СТАРТ Девелопмент», работы по воссозданию и приспособлению памятника могут обойтись более чем в 8 млрд. Как пояснил Захар Смушкин, с учетом новых предложений, объем инвестиций придется пересчитать. 

Ранее на эту тему:

«Кремлёвский повар» подошёл к придворным конюшням

Краны опускаются. Чем настораживает план создания петербургского «Зарядья»

Конюшенное ведомство могут реконструировать вместе с соседями

Фото: «Новый проспект»