Михаил Шконда: «Россияне с детства привыкают к молочным суррогатам»
Михаил Шконда, Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств Ленобласти
Аватар пользователя Читатель
19.08.2019

Глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ленобласти Михаил Шконда рассуждает о том, действительно ли молочное животноводство в Ленобласти неэффективно, а молоко — самое дорогое в России? И почему россияне с детства привыкают к молочным суррогатам.

Три года подряд наши производители не могут нормально заготовить корма для коров и терпят убытки. Им приходится в три раза дороже покупать корма для животных. При этом закупочная цена заводов на сырое молоко не изменилась, а стоимость молока на полках магазинов выросла минимум на 20 %. У фермеров же продукция в цене как была, так и сталась. Однако в РФ на 30 % увеличилась стоимость топлива, а это одна из основных строчек затрат при заготовке тех же кормов. Вообще, при участии сельхозтехники горючее вносит примерно 20 % в состав стоимости, то есть это существенная статья расходов. Растет в цене и электроэнергия. Притом, что у нас вроде бы много газопроводов проходит по территории Ленинградской области, газ есть далеко не во всех населенных пунктах.

И даже в этих условиях наши производители не могут повысить стоимость конечного продукта по причине того, что покупательский спрос, к сожалению, падает. Как определить: настоящий молочный продукт или поддельный? Для этого надо разобраться со стадиями переработки молока. В первую очередь молоко пастеризуют, и это влечет за собой  изменение вкусовых качеств. Ультрапастеризация влияет на вкус молока еще сильнее. Дальше идет процесс сепарации (нормализации), когда жирность молока доводится до  привычных нам 3,2 % или 2,5 %. Весь лишний жир убирается. А чтобы сделать сметану, жирность которой 10 – 20 %, молоко надо гомогенизировать, это еще одна стадия изменения. После гомогенизации уже не происходит отслоения жира, как у фермерского молока или как было у молока в советские времена. Сливки образуются только у молока, не прошедшего нормализацию и гомогенизацию.

Вернее, после этих процедур сливки тоже будут, просто в меньшем объеме. По этому признаку, кстати, можно определить, фермерское перед вами молоко или заводское под названием «фермерское». Небольшие хозяйства, как правило, не гомогенизируют свое молоко, и поэтому им получить 10‑процентную сметану простым способом практически невозможно, если не колдовать, не разбавлять в каких‑то пропорциях. Кроме того, по вкусу фермерское молоко отдает животинкой, чего у заводского молока, стоящего на полках, конечно, нет. 

Самое печальное, что дети, которые питаются пальмовым маслом, привыкают к этому вкусу, и когда им попадается настоящее молоко с его природным вкусом, оно кажется им
противным, невкусным, они его не могут пить. Тем не менее, если посмотреть на рынок, сейчас все‑таки набирают популярность «честные» продукты. И заменители молока,  gолностью состоящие из растительных белков и жиров, на упаковке которых честно об этом написано, довольно дороги и востребованы у потребителей. Поэтому не совсем понятно, почему при этом фальсификаторы пытаются влезть в молочную нишу и запу тать людей. Тем самым они убивают рынок. Понятно, что за 300 % прибыли буржуй готов пойти на любые преступления, но он же кормит этим своих детей. Вернее, он хочет детей кормить нормально, но вываливает на рынок продукт, которым их же и убивает.

От редакции:

Этот и другие материлы, посвященные проблемам молочной отрасли, подготовлены редакцией «Нового проспекта» в ходе работы над печатным спец-выпуском. Выпуск распространяется в рамках крупнейшей агропромышленной ярмарки «Агрорусь», которая проходит в КВЦ «Экспофорум» с 17 по 25 августа.

Мы поддерживаем нашу интернет-площадку и сохраняем независимость за счет реализации полезных для бизнеса сервисов. Печатные бизнес-гайды и корпоративные СМИ – наше новое растущее направление. Хотите заявить о себе на отраслевых конференциях? Мы подготовим для вас специальный выпуск с качественными журналистскими материалами – под ключ.

По вопросам заказа редакционных сервисов пишите по адресу: nevskaya@newprospect.ru