Михаил Шконда: «Несмотря на маркировку, мы не понимаем, что едим»

Глава ассоциации крестьянско­фермерских хозяйств ленинградской области Михаил Шконда рассказал «Новому проспекту», как отличить фермерский продукт от фальсификата и какие меры поддержки нужны малым производителям, чтобы конкурировать на полках с продукцией молочных гигантов.

Михаил, тяжело ли фермерам продавать свою продукцию из-за обилия фальсификата на полках магазинов?

— Сейчас мы наблюдаем, что покупательная способность, к сожалению, падает, это определяет правила игры. Фермерский продукт становится, я бы сказал, третьей категорией товара, которую люди готовы покупать. Первая — это предметы первой необходимости и питание, второе — лекарства, или первое — лекарства, а второе — питание, а фермерские продукты — это уже изыски такие.
Вообще, проблема продажи фермерского продукта заключается в том, что потребитель постоянно пытается его сравнивать с фальсификатом. Сам по себе фальсификат, может быть, и не страшен, если на нем просто и честно написано, что содержатся растительные жиры. мы знаем примеры недешевых растительных продуктов, которые продаются, и в этом, по идее, нет ничего страшного. Страшно, когда человек хочет купить продукт из одного сырья, а покупает из другого.
Фермерские продукты и продукты из растительных жиров — это разные продукты, они не должны конкурировать. но сейчас их пытаются завести в одну ценовую группу, что вводит потребителей в заблуждение. Как раз против этого мы и выступаем. Продукты фермеров и крупных заводов, а также продукты с содержанием растительных жиров надо разводить по полкам и по ценам. Конечно, если они будут стоять в разных местах, это поможет потребителю более четко определить, что перед ним за продукт.

Сколько фальсификата сейчас на прилавках по вашим наблюдениям?

— Если честно, когда я захожу в магазин и смотрю на продукты питания, то у меня создается впечатление, что товаров, которые выдают за то, чем они на самом деле не являются, достаточно много. Например, копченая рыба, которую «коптили» жидким дымом. Я не хочу такой продукт, я хочу рыбу, копченную по­-нормальному, по­-настоящему. Я считаю такую продукцию фальсификатом, потому как она вводит потребителя в заблуждение. Говорят еще, что до 5% пальмового масла в молочной продукции невозможно обнаружить. В итоге, несмотря на все законодательные усилия по маркировке продукции, мы не знаем или не понимаем, что едим.

Если покупатель хочет приобрести натуральный продукт, на что стоит обратить внимание?

— Первым, но недостаточным критерием является цена. Если стоимость продукта реально ниже объективно возможной и нет какого­то ноу­хау, то, значит, это все будет фальсификат. Настоящий продукт, а тем более фермерский, не может быть дешевым. Например, масло должно стоить ближе к 200 рублям за 200 граммов. Если оно продается за 90 рублей, то, соответственно, мы понимаем, что это не совсем то масло, которое нам заявляют как фермерское. Скорее всего, там явно использовались заменители.
Дальше, если говорим о переработке... вот мы берем молоко, которое пока от производителя едет до полки, попутно цепляет наценку от оптовиков, переработчиков, сети. В итоге цена его высока, но не факт, что это будет натуральный продукт.
Органолептически, к сожалению, не определить, натуральный продукт или нет. Конечно, если мы покупаем курицу, кладем ее на сковородку и там она начинает плавать, хотя она вроде бы была охлажденная, то мы понимаем, что в нее что­-то добавили помимо самой курицы. Если курица, наоборот, сухая и ее жевать тяжело, то это, скорее, как раз при­ знак того, что она нормальная, произведенная фермером: где­-то бегала, мышцы работали, она не сидела и ничем не пичкалась. А вот на антибиотики ее будет сложнее проверить, я бы даже сказал никак. Здесь  лучше исходить из здравого смысла.

Много говорят, что пальмовое масло в продукции ее удешевляет, что хорошо для бизнеса. Как донести до покупателя, почему натуральные продукты полезнее, когда со всех сторон говорят, что вреда особо в «пальме» нет?

Пальмовое масло бывает двух видов. Один вид — это чистой воды канцероген, это техническое пальмовое масло, которое стоит дешево и из которого обычно все делают, и стоимость этой «пальмы» может быть 70 рублей за килограмм. В то время как, в общем­-то, себестоимость нормального пальмового масла в разы больше, и его просто экономически невыгодно использовать, потому что тогда продукт будет стоить намного дороже. И в нем, кстати, есть питательные вещества, и его можно даже детям употреблять. Поэтому нельзя говорить о пальмовом масле, надо говорить о качестве пальмового масла, а у нас, к сожалению, все стригут под одну гребенку.

А как воспитывать потребителя, чтобы он предпочитал натуральные продукты?

— Для воспитания культуры потребления натуральных продуктов надо детям их давать попробовать в садиках, в школах, рассказывать, в чем разница с другими продуктами, почему натуральное полезнее. Когда дети потребляют ненастоящий продукт, то привыкают к его вкусовым качествам. они, конечно, уже не могут отличить его и, к сожалению, отдают предпочтение именно продукту ненатуральному. и это подтверждают наши наблюдения и исследования.

Какие меры поддержки нужны фермерам, чтобы конкурировать с массовой продукцией на полках? И стоит ли? 

— Посмотрите на европу: там поддержка фермеров доходит до 600 евро на гектар. у нас эта цифра меньше в десятки раз. Нам нужно, может быть, привязать поддержку к количеству проданной продукции. тогда будет более понятно, насколько можно удешевить данный продукт. фермер может про­ изводить его в ноль, то есть без прибыли, но жить за счет субсидий. В общем, в некоторых отраслях у нас так и есть на данный момент.

От редакции:

Материал опубликован в печатном приложении «Новый проспект. Продовольственная безопасность», которое распространялось в рамках XXV Европейского ветеринарного конгресса FECAVA и XV Международного научно-практического Балтийского форума ветеринарной медицины и продовольственной безопасности. Меропроятия прошли с 4 по 7 сентября в конгрессно-выставочном центре  «Экспофорум». Мы поддерживаем нашу интернет-площадку и сохраняем независимость за счет реализации полезных для бизнеса сервисов. Печатные бизнес-гайды и корпоративные СМИ — один из наших продуктов. 

По вопросам заказа редакционных сервисов обращайтесь по адресу nevskaya@newprospect.ru или звоните +7(911)977-30-71

 

Болконский, фамильный дом, старт продаж