Кругом одни «фермеры». Что за молоко мы покупаем в сетевых магазинах?

Михаил Лачугин, предприниматель, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети, рассуждает о том, что представлено на полках наших магазинов под видом «фермерской» продукции. И как с этим бороться.

В свете очередного закручивания гаек по части контроля за качеством молочной продукции хочется порассуждать о том, что же сегодня представлено на полках наших магазинов под видом фермерских товаров.

Для начала напомню, что борьбу за честное доведение до потребителя информации о молоке государство наше начало очень давно — более десяти лет назад. Тогда, в 2008 году, был принят ФЗ № 88, устанавливающий новые требования к маркировке молочных продуктов. Согласно этому ФЗ, например, любой продукт, где цельное молоко смешали с обезжиренным уже считался не молоком, а молочным напитком. Аналогично надо было именовать и всё то, что содержало сухое молоко. Производители покрутили пальцем у виска, и никто эти требования выполнять не стал.

Так вот, вернемся уже в наши дни, к недавним нововведениям, а именно — к новой маркировке на ценниках. Теперь на них появились новые буквы: БЗМЖ (без заменителя молочного жира) и СЗМЖ (с заменителем молочного жира). Во всех сетях висят соответствующие объявления, где это ноу-хау от нашего заботливого государства разъясняется. Больше не изменилось ничего.

Продукция с растительным жиром и без него как соседствовала на полках, так и соседствует.

Более того, в отдельных сетях, например, некоторые молочные продукты, содержащие растительный жир, не обозначены соответствующими ценниками, то есть требования снова не выполняются. Справедливости ради замечу, что ритейлеры находятся в ожидании четких правил обозначения информации на ценниках и выкладки продуктов. Как бы удивительно это ни звучало, но ответственные ведомства не могут между собой договориться, зато Росконтроль уже побежал по магазинам и пытается их штрафовать — надо же зарабатывать себе «очки». 

Касаемо товарного соседства — ни одна сеть на данный момент не разделила молочную и растительно-жировую продукцию на полках. Всё стоит вперемешку. На полке сливочного масла, например, могут соседствовать дорогой премиальный продукт и дешёвый спред.

Что произойдёт, если торговые сети всё-таки обяжут разделить на полках молочные и растительно-жировые продукты? Полагаю, это приведет к росту цен на молочку и снижению ее качества, которое и без того отставляет желать лучшего (поскольку производители начнут делать ещё более дешёвые продукты, как бы не содержащие растительного жира). То есть, решение крайне странное и непродуманное. Ну или, как минимум, принятое поспешно.

Каково моё мнение относительно этого нововведения? Считаю, это абсолютно бессмысленная и популистская мера. Нам надо заботиться о качестве тех продуктов, которые вырабатываются из молока, а оно как было катастрофически низким, так и остается. Какая принципиальная разница в качестве между продуктом, произведённым из дешёвого сухого молока/сыворотки (в котором запросто могут быть подмешаны и растительные жиры) и продуктом с растительным жиром? Да никакой. К тому же, если эти новые нормы будут так же «замечательно» соблюдать, как вышеупомянутый ФЗ-88, то они вообще теряют смысл.

Возвращаясь к теме качества молочных продуктов, я бы обратил внимание даже не на самый бюджетный сегмент — с ним и так всё понятно. Много вопросов к так называемой «фермерской продукции», которая буквально заполонила сегодня все сетевые магазины — даже самого-самого эконом-сегмента.

Но если внимательно посмотреть на продукцию с «фермерской» полки, то станет ясно, что никаких особых фермеров там нет.

С одной стороны, реальный фермерский продукт очень капризен. Он имеет короткий (реально короткий, 1-2 дня) срок хранения, и не всегда приятный для изнеженного городского покупателя вкус. Таким образом настоящий фермер физически не сможет поставлять свой продукт, например, в 50 гипермаркетов Петербурга ежедневно. С другой стороны — и покупателю таких магазинов реальная фермерская продукция не нужна. Ведь её действительно можно не успеть даже донести до дома — она испортится. Она может разочаровать по вкусу или значительно менять вкус от партии к партии, а торговые сети и их покупатели очень любят стабильность.

Именно поэтому в крупных сетях представлены, на мой взгляд, псевдо-фермерские продукты, которые создают у потребителя иллюзию чего-то натурального и стоят дороже. Сетям они помогают генерировать дополнительный трафик покупателей, жаждущих заплатить побольше денег.

Каждый из нас может увидеть, кто правит бал на этих полках. Производители типа «Лосево» или «Молочной культуры» (именно эти два завода — лидеры «фермерских полок» Петербурга) ежедневно снабжают десятки гипермаркетов и супермаркетов своей продукцией, которая всегда имеет одни и те же характеристики, вкус, никогда не портится раньше времени, а молоко этих производителей пару недель спокойно стоит в холодильнике и с ним ничего не происходит. На мой взгляд, с фермерской продукцией эта, без сомнения, качественная, «молочка» не имеет ничего общего. 

В этом нет ничего критичного — современные технологии обработки молока творят чудеса, да и рынок заточен на то, чтобы продавать продукт, с которым будет меньше всего проблем как у потребителя, так и у торговой сети. Но это не фермерский продукт, а продукт масс-сегмента.

Фактическое отсутствие действенного контроля за качеством как недорогой, так и позиционирующейся как фермерская, молочной продукции привело к тому, что по-настоящему качественные молочные изделия становятся фактически премиальными продуктами с очень высокой ценой. Которые, к тому же, можно далеко не всегда найти на полке — как раз потому, что фермеры не могут обеспечить нужный объём заказов. За таким продуктом идут не в сетевой магазин, а в фермерские лавки или небольшие торговые точки, либо едут в сельскую местность, приобретая напрямую у производителей.

В итоге подавляющее большинство российских потребителей вынуждено довольствоваться молочными продуктами посредственного качества, да ещё и быть обманутыми псевдо-фермерской маркировкой в федеральных торговых сетях. 

Что надо сделать, чтобы изменить эту парадоксальную ситуацию? Полагаю, начать необходимо с просвещения потребителей. В том числе и с помощью ликбеза, объясняя, что такое реальный фермерский продукт. Кроме того, необходимо жесткое регламентирование не только содержания пальмового масла в продуктах, но и использования в названиях таких характеристик, как «фермерский», «эко-», «био-», «натуральный». Все эти слова и приставки производители чаще всего, увы, используют исключительно в маркетинговых целях.

Комментарий производителя:

Леонид Цой, глава двух фермерских хозяйств в Ленинградской области, совладелец сети магазинов «Это у нас семейное» и ресторана «Молоко»:

— Говорить о наполнении внутреннего рынка качественной молочной продукцией за счет мелких ферм — преждевременно. Несмотря на то, что молоко в Ленобласти стоит несколько дороже, чем в других регионах (24-25 рублей за литр — прим. ред.), эта цена обоснована. Дорожают энергоресурсы, дизельное топливо, корма, труд рабочих — нас законодательно обязывают повышать зарплатный фонд. Торговые сети, между тем, продолжают держат низкую закупочную цену.

К сожалению, мы, Ленобласть, не можем сравнивать себя ни с Татарстаном, ни с другими регионами. В отличие от них мы ничего не заготавливаем, кроме силоса и сена, вынуждены всё привозить за ту цену, которую диктует рынок. Климат в регионе несладкий, страшно представить, насколько экономически пострадали сельхозпроизводители, решившие дополнительно растить зерно.

Я хорошо знаком с хозяйствами, которые производят молоко в Ленобласти. Если они говорят, что у них всё хорошо — это неправда. Просто не у всех хватает смелости сознаться в реальном положении дел. Резюмируя вышесказанное, у мелких и средних производителей молока нет возможности развития, речь лишь о том, чтобы выжить.

Фото: Михаил Лачугин

От редакции:

Этот и другие материлы, посвященные проблемам молочной отрасли, подготовлены редакцией «Нового проспекта» в ходе работы над печатным спец-выпуском. Выпуск распространяется в рамках крупнейшей агропромышленной ярмарки «Агрорусь», которая проходит в КВЦ «Экспофорум» с 17 по 25 августа.

Мы поддерживаем нашу интернет-площадку и сохраняем независимость за счет реализации полезных для бизнеса сервисов. Печатные бизнес-гайды и корпоративные СМИ – наше новое растущее направление. Хотите заявить о себе на отраслевых конференциях? Мы подготовим для вас специальный выпуск с качественными журналистскими материалами – под ключ.

По вопросам заказа редакционных сервисов пишите по адресу: nevskaya@newprospect.ru