Креативная сделка. Автоцентры «Дакара» купил неизвестный дизайнер
Doc Play Chart Chat

Конфликт акционеров ГК «Дакар», предметом которого стали 50 млн рублей, закончился со счетом 1:1. Александр Есауленко выиграл суд у своих партнёров-выходцев из Альфа-банка, которые теперь должны выплатить ему деньги. А им зато удалось перевести два автоцентра стоимостью более 2 млрд рублей на другое юрлицо.

Группа «Дакар» (ООО «Автограф») работает на рынке уже 24 года. Её учредителями были Владимир Пахомов и Александр Есауленко. Затем они привлекли в партнёры выходцев из Альфа-банка Евгения Свистельникова и Валентина Анкудинова. В 2016 году Владимир Пахомов вышел из бизнеса, продав свою долю Евгению Свистельникову, но, судя по материалам суда Московского района, с ним так и не расплатились. Сейчас он судится с покупателем, речь идет о 36 млн рублей.

Александр Есауленко остался владельцем 25% ООО «Автограф» (входит в группу «Дакар», до недавнего ему принадлежали две франшизы Hyundai), однако новые партнёры пытаются вытеснить его из бизнеса. Для этого они начали раздел «Дакара» и консолидируют активы под брендом «Форсаж» («НП» подробно писал об этом). «Юрлица, на которые оформлены франшизы «Форсажа», фактически принадлежат Евгению Свистельникову и Валентину Анкудинову, но записаны на номиналов. Однако, например, Лев Самсонов (один из номинальных совладельцев) — племянник Валентина Анкудинова», — говорит один из собеседников «НП».

В ответ Александр Есауленко подал в суд на ООО «Автограф» и потребовал вернуть 50 млн рублей, которые давал компании в качестве займа. Партнёры настаивали, что фактически речь шла не о займе, а об инвестировании, которое не подразумевает возврат средств. В доказательство того, что сделка займа была притворной, ООО «Автограф» представило протокол заседания внеочередного собрания акционеров. Однако суд встал на сторону Александра Есауленко, который утверждал, что никакого собрания не было.

Вторым витком в тяжбе между акционерами стала борьба за недвижимость. В результате раздела ГК «Дакар» на группу «Форсаж» были оформлены дилерские предприятия Lada, Peugeot и Suzuki (на Бухарестской улице), Chevrolet Niva и КIA на Софийской. В рамках расширения бизнеса «Форсаж» выкупил автоцентры у банкротящихся ГК «Аврора» и ГК «Ральф». А также арендовал автоцентр ГК «Лаура» на Выборгском шоссе под Hyundai, УАЗ и VW.

За ГК «Дакар» остались автоцентры на Камчатской улице и Богатырском проспекте (KIA) и ещё два (оформленные на ООО «Автограф») — на улице Кржижановского (Hyundai, УАЗ и «Шевроле-Нива») и Пулковском шоссе (Hyundai). Как стало известно «НП», оставаясь акционерами «Автографа», оппоненты Есауленко смогли вывести эти активы. Они перекредитовались в банке «Траст» и с согласия кредитора продали центры на Пулковском и Кржижановского ООО «Авалор». Судя по данным Росреестра, сделки закрыты в конце марта. Стоимость этих двух зданий общей площадью 8,5 тыс. м2, включая землю — 1,7 га, участники рынка оценили в 2,3–2,5 млрд рублей.

ООО «Авалор» зарегистрировано в 2018 году на Бухарестской ул., 22 — там же, где «Форсаж» торгует автомоблями Lada. Фирма принадлежит Тимофею Маркову. По СПАРК, Марков занимается веб-дизайном, владеет маленьким издательством художественной книги и ещё несколькими юрлицами, оборот его компаний не превышает 8 млн рублей. Источник в компании говорит, что он дружит с Евгением Свистельниковым и, например, делал сайт для «Дакара». «Таким образом, с баланса юрлица, где присутствует Есауленко, имущество перевели на юрлицо, в котором его нет», — говорит источник «НП» в компании.

Судя по всему, эта сделка готовилась давно. Ещё в начале года гендиректор ООО «Автограф» Дмитрий Хмарук написал обращение к дистрибьютору Hyundai о приостановке контракта. Как оказалось, дилер просил об этом на том основании, что «предполагается переход прав собственности на здания другому инвестору».

В суде сейчас находятся апелляционные жалобы как от ООО «Автограф», которое пытается оспорить выплату 50 млн рублей Александру Есауленко, так и от него самого — он пытается оспорить вывод имущества. Опрошенные «НП» юристы считают, что в дальнейшем «Автограф», учитывая, что на нём нет ни франшиз, ни имущества, может пойти по пути банкротства. В пресс-службе банка «Траст» от комментариев отказались. Александр Есауленко и Евгений Свистельников на вопросы «НП» не ответили. Тимофей Марков сказал, что свои планы комментировать не будет. 

«Судя по тексту опубликованного решения суда, заём, скорее всего, будет взыскан, если у юрлица есть на это средства, — считает партнёр «S&K Вертикаль» Андрей Миконин. — А вот если ради невыплаты этих денег ООО «Автограф» решит банкротиться или сам займодатель инициирует эту процедуру, то ему придётся заново доказывать все обстоятельства, связанные с займом. Они могут быть рассмотрены по-другому, вплоть до отказала во взыскании. Но если ему удастся доказать свою правоту, то, в свою очередь, сделка по продаже имущества может быть оспорена конкурсным управляющим. И если банк знал о каких-либо дефектах сделки, например, связанных со взаимозависимостью покупателя и продавца, то вероятен возврат зданий первоначальному продавцу. Правда, в таком случае здания, возможно, останутся обременены залогом, так что такие действия займодавца — не гарантия получения денег. У истца была возможность, например, выйти из состава участников общества, если это разрешено уставом, и вынудить таким образом других участников общества выкупить его долю, но он пошёл по другому пути».

Ранее на эту тему:

Hyundai недосчитался трёх автоцентров в Петербурге

Акционеры группы «Дакар» поссорились из-за 50 млн рублей

Выходцы из Альфа-Банка приобрели Renault и поехали в «Лауру»

KIA припаркуется на Таллинском шоссе