Как возвращать авиабилеты в связи с пандемией
Виктория Ступак, "Григорьев и партнеры"
Аватар пользователя Читатель
20.05.2020

Юрист юридического бюро "Григорьев и партнеры" Виктория Ступак рассказывает, как действовать российским пассажирам, желающим отменить летний авиаперелет, оплаченный ими до начала пандемии COVID-19.

Как известно, с 27 марта 2020 года распоряжением Правительства РФ № 763-р временно прекращено регулярное и чартерное авиасообщением между Россией и иностранными государствами. В связи с указанным обстоятельством российские авиаперевозчики были вынуждены отменить международные рейсы, а в некоторых случаях в полной мере или частично приостановить осуществление перевозок по территории Российской Федерации (при чем несмотря отсутствие запретов на перелеты внутри страны). Поэтому туристы, которые до начала пандемии коронавируса купили авиабилеты на лето, сегодня находятся в неопределенном

состоянии: непонятно, стоит ли лететь с риском заразиться — и даже если захочешь, состоится ли полет? Откроют ли границы? Успеешь ли подать на визу? А если не лететь, то как вернуть деньги?

В первую очередь трудности возникают в связи с недобросовестностью некоторых авиаперевозчиков, которые пытаются переложить последствия ограничительных мер на плечи пассажиров, хотя те в надлежащем порядке внесли проездную плату за авиабилет. Случаи, с которыми мог столкнуться пассажир с приобретенными авиабилетами по невозвратным тарифам у российских авиакомпаний, можно разделить на две большие группы.

Группа № 1: Отмена авиакомпанией международного рейса или внутреннего рейса

В соответствии с разъяснениями Минтранса от 01.04.2020 г., со ссылкой на Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82, указанная отмена авиакомпанией рейса является для пассажира «вынужденным отказом от рейса». В данной ситуации в соответствии с действующим законодательством проездная плата подлежит возврату лицу, внесшему проездную плату за билеты, в полном объеме.

Порядок действий пассажира:

1. Пассажиру необходимо проанализировать варианты, которые предлагает авиакомпания в сложившейся ситуации. Это могут быть:

- возврат денежных средств в порядке, в котором производилась оплата (на банковскую карту или расчетный счет, с которых производилась оплата, наличными в кассе и т.д.). Данный способ является для большинства пассажиров наиболее подходящим способом возврата проездной платы так как гарантирует возврат денежных средств в полном объеме и в кратчайшие сроки, а также не связывает пассажира необходимостью приобретения авиабилета у именно данной авиакомпании.

Именно данный способ закреплен действующим законодательством в качестве основного способа возврата денежных средств.

Вместе с тем, авиаперевозчиком пассажиру может быть предложен ряд альтернативных способов:

- перенос рейса на более позднюю дату. Данный способ подойдет тем пассажирам, которые в любом случае планируют оказаться в месте назначения после снятия карантинных мер. Вместе с тем, в данном случае необходимо учитывать ряд возможных факторов и рисков:

- возможность переноса рейса неоднократное количество раз (в случае, если на новую выбранную дату карантинные меры не будут сняты в стране назначения или отправления);

- отсутствие дополнительных затрат за перенос рейса (так как некоторые авиакомпании предлагают пассажиром доплатить от 1000 до 5000 рублей для осуществления переноса рейса на новую дату);

- отсутствие гарантий исполнения рейса в более поздний срок (во-первых, направление могут не открыть вовремя, и тогда придется, как в песне Высоцкого, «лететь туда, где принимают», а во-вторых, если авиакомпания все-таки обанкротится, ваш ваучер на перелет и вовсе превратится в бумагу весьма сомнительной ценности);

- необходимость учитывать ряд других факторов, необходимых для осуществления поездки в место назначения (например, санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране назначения, изменение курса иностранной валюты и другие);

- возврат средств на специальный депозитный счет в личном кабинете на сайте авиакомпании с возможностью последующего использования указанных денежных средств на приобретение билетов у данной авиакомпании (обычно со скидкой 10-20%) либо возврат средств в виде ваучера на приобретение билетов у данной авиакомпании (обычно с прибавлением 10-30% от стоимости авиабилета).

Данные способы видятся рискованными, так как, во-первых, пассажир связан необходимостью приобретения билетов у конкретной авиакомпании, при том, что у других компаний цена на билет по данному направлению может быть значительно ниже. Во-вторых, после снятия карантинных мер авиакомпания может не открыть перелеты в место назначения пассажира. В-третьих, авиакомпания пользуется денежными средствами пассажира беспроцентно, тем самым перекладывая свои финансовые риски на пассажиров. Даже с учетом предоставленной скидки авиакомпания компенсирует свои риски за счет увеличенной стоимости билетов (например, билет был приобретен за 5 тыс. рублей, компания выдала ваучер на 5,5 тыс. рублей, стоимость билета после снятия карантинных мер установлена перевозчиком в данное место назначения 10 тыс. рублей. Таким образом, несмотря на добавление 10% к стоимости билета, пассажир будет вынужден доплачивать 45% от стоимости билета дополнительно. В-четвертых, отсутствует гарантия исполнения договора авиаперевозки в будущем при ухудшении финансового состояния авиакомпании. Наконец, в-пятых, следует учитывать, что срок действия ваучера обычно ограничен (в среднем от 6 до 18 месяцев). В случае невозможности осуществления перелета в указанный период времени денежные средства либо «сгорают» (в большинстве случаев), либо могут быть возвращены пассажиру, но без каких-либо дополнительных плат за пользование денежными средствами пассажиров столь долгий период времени.

2. Выбрать для себя наиболее подходящий способ возврата денежных средств с учетом всех возможных рисков.

Вместе с тем, следует учитывать, что какие бы варианты ни предлагала авиакомпания, при вынужденном отказе от рейса она обязана вернуть пассажиру проездную плату в полном объеме. Применение альтернативного возврата денежных средств в данном случае возможно исключительно при наличии согласия пассажира.

3. В случае, если пассажир хочет получить денежные средства, но авиакомпания не предлагает данный способ возврата проездной платы, необходимо обратиться к авиаперевозчику с требованием о произведении такого возврата.

Следует быть готовым к тому, что в ответ на данные заявления авиакомпания направит стандартную «отписку», что вместо возврата денежных средств пассажир может воспользоваться предложенными авиакомпанией вариантами. Однако, как было указано выше, возможность применения данных альтернативных способов зависит исключительно от желания самого пассажира.

В случае, если авиакомпания отказывает в возврате денежных средств, пассажир имеет право обратиться с требованиями в суд, причем помимо стоимости самого билета пассажир может заявить требования о взыскании процентов, о наложении 50%-ного штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя, о возмещении судебных расходов и о компенсации морального вреда.

4. Еще одним способом возврата денежных средств является процедура «чарджбэк», которая позволяет вернуть денежные средства за неоказанные услуги посредством направления заявления в банк-эмитент карты, с которой производилась оплата билетов.

Покупателю необходимо подготовить заявление с обоснованием требований и приложением всех необходимых доказательств и направить его в свой банк-эмитент.

После проведенной проверки (обычно в течение 10-30 дней) и выяснения всех обстоятельств банк-эмитент может вернуть перечисленную денежную сумму.

В месте с тем, данный финансовый инструмент очень серьезный, и большинство банков скорее всего откажут возврате денежных средств. Особенно в ситуации, когда авиакомпания также является клиентом данного банка.

Правда, здесь может выйти конфуз, потому что 7 мая Правительство РФ внесло в Госдуму был внесен законопроект № 953580-7, вносящий изменения в ст. 107 Воздушного кодекса и устанавливающий право авиаперевозчика в одностороннем порядке изменять условия договора перевозки или отказаться от его исполнения при угрозе возникновения или возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части. При этом порядок и сроки возврата внесенной проездной платы будут устанавливаться Правительством РФ. Данный законопроект был принят в первом чтении уже 12 мая 2020 г. Рассмотрение законопроекта во втором чтении назначено на 20 мая. Как вариант, правительство может разрешить авиакомпаниям выдавать ваучеры за отмененные рейсы — вместо реального возврата денежных средств.

Группа № 2: Отказ пассажира от внутреннего или международного рейса по собственной инициативе.

Если вылет все-таки может состояться в срок (границы открыты, направления тоже, и авиакомпания рапортует о возобновлении полетов), но пассажир уже не хочет лететь (например, хозяин апартаментов аннулировал выгодную бронь по причине пандемии, либо в стране прибытия введено правило обязательного двухнедельного карантина), ему остается только самостоятельно отказаться от запланированной поездки. В данном случае, в соответствии с разъяснениями Минтранса от 01.04.2020 г. отказ пассажира от воздушной перевозки при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа. Условия возврата проездной платы в таком случае устанавливается правилами авиакомпании.

Однако, прежде чем махнуть рукой, следует внимательно изучить информацию о мерах, принимаемых самим авиаперевозчиком в сложившейся ситуации. Часть российских авиакомпаний, например, предлагают бесплатный перенос рейса на более позднюю дату, либо обмен билета без штрафа и сборов (с доплатой разницы, если она имеется), либо возврат билета с незначительным штрафом 1-2 тыс. рублей.

Если же ничего из предложенного не устраивает, можно потребовать деньги назад (хотя бы частично) на основании ст. 451 ГК РФ, со ссылкой на существенно изменившиеся обстоятельства. К таким обстоятельствам, кроме угрозы заболевания коронавирусом, дополнительно может быть отнесено сообщение об отмене мероприятия, на которое пассажир следовал, введение в регионе, куда пассажир направлялся, ограничительных мер и другое. При отказе авиаперевозчика от изменения (расторжения) договора пассажир вправе обратиться в суд, который будет оценивать обоснованность требования.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Читайте на эту тему:

Доставка не спасает. Как переживают черный апрель рестораторы Петербурга

Спор по время чумы. Арендодатели против арендаторов

Александр Затуливетров: «Сидим без денег с раздражённым персоналом»​

«Государство нас подставило». Ресторанные сети требуют поддержки​

Форс-мажор настал. Как применить этот механизм​

Ассоциация собственников и арендаторов стрит-ритейла окажет правовую поддержку бизнесу

Петербургские автодилеры просят включить отрасль в список пострадавших​

Частные клиники лихорадит на фоне вируса. Медики просят господдержки